• November 21, 2024, 12:45:01 PM
• Welcome, Guest. Please login or register.
News: Registration on the forum through the email only to olgatangemann@gmail.com The English edition of the book "Personality Type and Art" is available at Cambridge Scholars Publishing website. The German edition of the book "Personlichkeitstyp und Kunst" is available to buy on Amazon.de in paperback for 29.99 and online options for 9.99

Author Topic: Тангеманн О.Б. Ассоциативная типология (сокращено)  (Read 2954 times)

Offline Ольга

  • Administrator
  • Hero Member
  • *****
  • Posts: 2495
  • Karma: 16
  • Ассоциативная модель
    • View Profile
    • Ассоциативная соционика
  В статье речь идет о базовых признаках, которые послужили основанием для создания ассоциативной типологии. В качестве практического применения ассоциативной теории вниманию читателей  предлагаются описания четырех групп психотипов (типология по типу психической энергии) и соотвествующие им описания типов музыкальных произведений (музыкальная типология), на основе которых можно быстрее и эффективнее решить вопросы общей психодиагностики клиента и выбрать наиболее совершенный подход в оказании психотерапевтической помощи.

Ключевые слова:  психология личности, психотерапия, психодиагностика,  ассоциация, типология, соционика, психическая энергия, музыка, цвет.

Введение.

Типология ассоциативной соционики берет свое начало в психоаналитической концепции структуры личности З.Фрейда, аналитической психологии К. Юнга и типологии информационного метаболизма А.Аугустивинчуте. В основу создания ассоциативной типологии положена также статья О. Тангеманн о ассоциотивной модели «Бабочка», где содержатся теоретические обоснования и ссылки на работы психоаналитиков  и других авторов, чьи концепции нашли отражение в теории ассоциативной соционики. Тангеманн соотносит типы психической энергии с компонентами структуры личности, описаные впервые в работах З.Фрейда (Эго, Ид, Суперэго). (1). Эти же названия использовала основательница соционики А. Аугустивинчуте для обозначения блоков модели информационого метаболизма – модели «А». Названия трех блоков модели А совпадают с названиями компонентов структуры личности З. Фрейда. Для четвертого блока Аугустивинчуте подобрала название Суперид, которое по смыслу соотносилось с концепцией коллективного бессознательного К.Юнга. Подробнее о модели «А» можно прочитать в книге Аугустивинчуте «Социон» (2008) (2).
При создании ассоциативной модели  О.Тангеманн использовала те же названия блоков, что и в модели «А»  для названий четырех типов психической энергии – блоков ее модели «Бабочка». Описание типов психической энергии (ТПЭ) было заимствовано не из теории соционики и только частично совпадает по смыслу с описанием блоков модели «А».  Три ТПЭ (Эго, Ид, Суперэго) соотносятся по смыслу с компонентами  структуры личности З. Фрейда. Четвертый ТПЭ связан по смыслу с архетипом «Тень» К.Юнга (Суперид) (1).
       Четыре группы психотипов, которые являются носителями и выразителями типов психической энергии соответственно получили названия Эго-типы, Ид-типы, Суперэго-типы и Суперид-типы по названию блоков ТПЭ в модели «Бабочка». На рисунке модели каждый и крыльев бабочки соотносится с одним из четрырех блоков ТПЭ. С каким именно блоком, будет понятно дальше из статьи.

Ассоциативная модель «Бабочка».


 
Рис. 1. Распределение соционических функций по цветовой гамме и типу психической энергии.


 Наряду с типами информационного метаболизма, которых в соционике всего 16, появилось более общее деление на четыре группы типов ТПЭ. В каждую группу ТПЭ входит по 4 психотипа, о чем писалось ранее (см. выше). Это деление формально существовало в теории соционики задолго до того, как появилась ассоциативная теория и ассоциативный метод типирования. В чем же особенность нового теоретического подхода к определению типа личности?
В теории ассоциативной соционики  типы психической энергии соотносятся с парами соционических функций, с классическими темпераментами Гипократа, с цветом чакр или радуги и определенным характером музыкальных произведений. Соотнесение свойств психики с цветом и музыкой имеет целью ракрыть глубинную сущность вазимосвязи человека с явлениями природы,  с мирозданием и вселенской гармонией. Такие попытки делались и ранее другими теоретиками и практиками. Всемирную популярность завоевал цветовой тест М.Люшера (3). Специалистам в области музыкальной психологии известны работы В. Петрушина (4). Были попытки и в соционике соотнести цвета с соционическими функциями, в частности в одной из статей В.Гуленко (5).

По мнению автора статьи, разработки в области ассоциативной соционики позволили по-новому переосмыслить и осознать глубинную связь психики человека с музыкой и цветом.  На основе выделения четырех ТПЭ и эмпирических исследований в области музыкальных предпочтений людей с разным психотипом стало возможным создание ассоциативной типологии, которая соотносит психологические характеристики типов с цветовыми и музыкальными предпочтениями.  Более того, ассоциативная теория позволила заглянуть в скрытый от глаз посторонних механизм душевной динамики индивида.
                                                                               
 Ассоциативный метод типирования делает очевидным распределение психической  энергии в структуре психики, определяет характер душевной динамики, ее гармонию или дисбаланс. Что открывает возможности в будущем  для применения ассоциативного метода типирования не только в соционике с целью идентификации типа личности в практической психологии, психотерапии и альтернативной терапии.

Типология по типу психической энергии.

Ид-типы несут в себе творческий заряд, щедро делятся своими интересами и жизнерадостностью с окружающими,  являясь источником вдохновения для всех, кто не обладает от природы  свойственной им силой оптимизма и жезнелюбия.
Ид-типы являются яркими выразителями психической энергии Ид, которая по ассоциативной теории О. Тангеманн соотносится с желтым и зеленым цветом. Каждый из указанных цветов наделяет носителя этого вида энергии индивидуальными характеристиками.
Желтый цвет символизирует изменчивость, гибкость и раскрепощенность человеческой натуры. Желтый характеризует человека как самодостаточного, свободолюбивого и жизнерадостного. Этот цвет ассоциируется с непринужденностью поведения, легкостью в общении и  бесприпятственном распространении своего влияния во вне, подобно тому как свет солнца распространяется в пространстве и дарит жизнь и тепло всему живому.
Зеленый цвет – символ вечности, неиссякаемой жизненной энергии, очевидного и скрытого потенциала природы. Этот цвет освежает,  успокаивает, вселяет надежду на будщее, дает силы для преодоления преград. Те, кто выбирают зеленый цвет, отличаются выдержкой и настойчивостью в достижении своих целей. Эти люди не пасуют перед неудачей, но умеют найти выход из любого затруднительного положения, сохраняя  хладнокровие перед лицом опасности.

Суперэго-типы – являются противоположностью по отношению к жизнерадостным и увлекающимся Ид-типам. Эти люди думают не столько о себе и своих желаниях, сколько о том как удовлетворить потребности и нужды окружающих их людей, как облегчить и улучшить свою жизнь и в первую очередь тех, кто им близок. Суперэго-типы законопослушны,  добросовестны и ответственны. Порученное дело стремятся выполнить как можно лучше, чтобы им было не стыдно за свою работу перед другими. Если они взялись задело, то не пожалеют времени и сил, чтобы результат их труда посчитали безупречным.Качество труда есть предмет их личной гордости и критичной самоценки.  Суперэго-типы являются яркими выразителями психической энергии Суперэго, которая по ассоциативной теории соотносится с белым, розовым и фиолетовым цветом. Каждый из указанных цветов наделяет носителя этого вида энергии индивидуальными характеристиками.
Белый цвет символизирует собой свет истины, безупречность и совершенство, а также делает очевидным и то, что все неявное, рано или поздно становится явным. Этот цвет ассоциируется с ясностью мысли, искренностью, чистотой помыслов, мудростью и высокой духовностью.
Розовый цвет – символ симпатии, нежности и любовной романтики. Розовый цвет расслабяет и успокаивает, уводит в мир возвышенной любви, сказки и сладких грез.
Фиолетовый цвет – цвет духовного созерцания, отличает человека философского склада ума, уводит мысли в высшие сферы познания бытия, открывает тайны мироздания. Этот цвет выбирают те, кто ценит прежде всего интеллектуальное и духовное общение, кто размышляет над вечными вопросами о добре и зле, справедливости, добропорядочности, о смысле человеческой жизни.

  Эго-типы – прирожденные лидеры, трудолюбивы, обладают огромной силой воли и намерением изменять облик окружающего их пространства по своему личному усмотрению. Они как правило несколько самонадеянны, не любят публично признаваться в своих слабостях. Для них важно иметь цель и  чувствовать себя готовыми к преодолениею любых препятствий для достижения этой цели.
Эго-типы являются яркими выразителями психической энергии Эго, которая по ассоциативной теории соотносится с красным и оранжевым цветом. Каждый из указанных цветов наделяет носителя этого вида энергии индивидуальными характеристиками.
 
Красный цвет, горячий и энергичный, традиционно ассоциируется с мужским началом, огнем  и кровью. Энергетика красного цвета придает человеку физические силы, хоабрость и уверенность в себе. Это несомненно цвет победителя! Для победы человеку необходим импульс к действию, цельность натуры и высокая степень притягательности. Красный цвет как магнит привлекает к себе внимание,  не дает возможности расслабиться, держит в постоянном напряжении, возбуждает и завораживает.
Оранжевый как и красный цвет несет в себе энергетический заряд, возбуждает и согревает, придает бодрость. В отличии от красного оранжевый в большей степени кричащий и жизнерадостный, символизирует сексуальность и направленность на успех.

  Суперид-типы – являются яркой противоположностью по отношению к Эго-типам. Они в отличие от Эго-типов не ставят для себя задачу  навязывать окружению свою волю, не стремятся руководить другими или контролировать ситуацию, но способны гибко подстраиваться под окружение, вносить незаметные  для постороннего глаза изменения в обстановку, создавая атмосферу ненавязчивого общения и уюта.
  Суперид-типы сосредоточены на погружении в свой внутренний мир, который служит для них источником фантазии,  вдохновения и творчества. Внутренний мир этих людей хрупок и подвижен. Они тонко реагируют на малейшие изменения в окружающей обстановке. Суперид-типы являются яркими выразителями психической энергии Суперид, которая по ассоциативной теории соотносится с черным, голубым и синим цветом.  Каждый из указанных цветов наделяет носителя этого вида энергии индивидуальными характеристиками.
 Черный цвет символизирует собой тайну ночи и погружение в свой внутренний мир.  Те, кто выбирают для себя черный цвет, носят в себе любовь  ко всему таинственному, неизведанному, непонятному и сами желают оставаться загадкой для окружающих.
Синий цвет заключает в себе состояние физического расслабления и душевного покоя, ассоцируется со свежестью и прохладой воды в знойный летний полдень.
Голубой ассоциируется с бездонным голубым небом, с ощущением отрешенности и простора. Также как и синий цвет, голубой тонизирует, охлаждает и умиротворяет.


« Last Edit: June 18, 2013, 05:21:48 PM by Ольга »
Журнал "Соционика": https://www.facebook.com/groups/543577009011267/

Offline Ольга

  • Administrator
  • Hero Member
  • *****
  • Posts: 2495
  • Karma: 16
  • Ассоциативная модель
    • View Profile
    • Ассоциативная соционика
 Краткое описание признаков ТПЭ в музыке
 
 ТПЭ Эго в музыке соответствует сильному, целенаправленному и контролируемому потоку энергии, который соотносится с признаками экстраверсии, рациональности и динамики.
У Эго-типов напряжение внутреннее легко выливается в напряжение внешнее. Эго выражается в музыке в сильных эмоциональных выбросах энергии, в яркой динамике, а также в резких перепадах ритма и контрастах силы звука. Такая музыка заряжает энергией, бодростью, дает толчок к действию. Суть этого типа энергии в активном воздействии на окружающую действительность, в подчинении обстоятельств своей воле. Тема музыкальных произведений отражает доминирующую роль Эго в психике человека, в его решающей силе, в умении противостоять внешним обстоятельствам, будь то природные катаклизмы или чья-то воля. Противоборство, вызов, уверенность в себе, в своей победе несут в себе музыкальные образы Эго-музыки. Сильные эмоции активизируют физиологические процессы, поднимают адреналин. Поэтому строители и люди занимающиеся продолжительное время активным трудом нуждаются в такого рода музыке как в естественном стимуляторе для того, чтобы поддерживать на должном уровне их активный тонус.
Эго- музыка имеет четкий, заданный ритм, поддерживаемый энергетикой экстравертной деловой логикии (ЧЛ). Для того чтобы эмоции имели силу воздействия на психику людей, нужен бесперебойный напор энергии, напоминающий фонтан или сильную струю воды. Однако, психика,на которую идет постоянное сильное воздействие, может не выдерживать длительного напора, что снижает эффективность самого воздействия. Для этого периоды эмоциональных взрывов чередуются с периодами полного спокойствия и отстраннености от объекта воздействия. Прием резкого перехода от спокойного ритма к взрывному усилению звука  как нельзя лучше характеризует динамику в музыке.(3)

Яркие представители: “The Phantom of the Opera”, “Notre Dame de Paris – Belle”, Antonio Vivaldi (“Storm”, “Opus 9 Concerto11”); Vanessa Mae (“Art of War “);  Dmitri Hvorostovski ( «Se il cor guerriero”, A.Vivaldi»), Rolando Villazón (“La Danza”), Мирей Матье («Pardone moi», «Une Femme amoureuse»), Freddie Mercury(“The Show Must Go On”, “We Will Rock You”); Nickelback  («Someday», «Rockstar»); Alexandra Burke (“Hallelujah”, “Bad Boys”);  Beyoncé (“Halo”, “Listen”)и т.п.

  ТПЭ Суперэго в музыке соответствует слабому, целенаправленному и контролируемому потоку энергии, который соотносится с признаками интроверсии, рациональности и статики.

  В отличии от Эго- музыки Суперэго-музыка не несет в себе заряд энергии такой силы и не характеризуется наличием ярких, резких контрастов, что означает отсуствие яркой динамики. Рациональность как предсказуемость ритма и интроверсия как слабая сила звука создают ощущение стабильности и закономерной повторяемости музыкальных образов, что соотносится с соционическим признаком статики в музыке.
 
  Музыка Суперэго блока наиболее соответсвует музыке церковного характера. Это спокойная, серьезная, в которой человек раскрывает свою душу, свои личностныеценности, выражает свои глубокие убеждения, на основе которых он строит свою жизнь, которыми он руководствуется в своих поступках. Музыка Суперэго способна отвлечь человека от его личных проблем и обратить его внимание к общечеловеческим нуждам, к духовным ценностям. Здесь нет желания навязывать свою волю любой ценой в борьбе с внешними обстоятельствами. В этой музыке нет динамики борьбы или противостояния (Эго),  нет тяги к бесконечным удовольствиям или к радостному, по-дестки беспечному самочувствию(Ид), нет желания уйти в мир фантазии или иллюзии (Суперид). Музыка Суперэго, глубокая и духовная по содержанию, призывает задуматься над своими поступками, переоценить их мотивы, соотнести их с  вечными ценностями любви и добра в отношениях людей между собой и в отношении к Богу как Высшему универсальному разуму и порядку.
 
Тема преодоления трудностей также характерна для музыки Суперэго как и для музыки Эго, но это не стремительная борьба с внешними обстоятельствами, а внутреннее противостояние, где ценится сила духа и привычка  к  монотонному труду. Подобно тому как человек из дня в день медленно, но верно продвигается к поставленной цели. Дух укрепляется в настойчивом, упорном труде, непреклонном следовании выбранному курсу – своим принципам, в разумном ограничении и сознательном выборе при  доминировании духовных ценностей над материальными.

 Духовность – это не обязательно религиозность, это нравственные и интеллектуальные ценности. Следовательно, в музыке Суперэго будут рассматриваться темы общечеловеческих ценностей без внутреннего и внешнего напряжения. Состояние сосредоточенного внимания к общечеловеческим проблемам будет чередоваться с экстатическим медитативным состоянием души. Музыка призвана укрепить дух человека для преодоления задач по служению другим людям, при этом развивая чувство самопожертвования и подчинения своего внутреннего мира высшим духовным ценностям. Ощущение вселенской гармонии, слияния с ней достигается через каждодневный душевный и физический труд на благо всего человечества.

Яркие представители: F. Schubert  (“Serenade”, “Ave Maria”); Verdi (nabucco);  Бородин (“Ария Игоря”), Cliff Richard (“Millenium Prayer”, “Mistletoe and Wine”); Nil Diamond («Song Song Blue», «Hello Again»); Backstreet Boys ( «I Want It That Way», «As Long As You Love Me»); Boyzone (“No Matter What”, “Father And Son”); Песняры (“Наши любимые”, “Полонез»), Demis Roussos («Because», « My Reason»); Nana Mouskouri (“Amazing grace”, “ Weiße Rosen aus Athen”);  The Kelly family (“Santa Maria”) и т.п.

   ТПЭ Ид в музыке соответствует сильному, неконтролируемому и разно-направленному потоку энергии, который соотносится с признаками экстраверсии, иррациональности и статики.
   Иррациональная Ид- энэргия проявляется в умении получать удовольствие практически от всего, что нас окружает. Все предметы в той или иной степени способны быть источником наших удовольствий. Именно этот смысл вкладывал З. Фрейд в понятие сексуальной энергии либидо. Описание ТПЭ Ид как компонента струкутры личности по З.Фрейду как нельзя лучше отражает характер Эго-музыки: «Ид представляет собой инстинктивную часть личности,  которая отвечает за удовлетворение физических потребностей тела, таких как насыщение организма пищей, потребность в тепле и удовлетворение сексуальных желаний. Ид руководствуется принципом наслаждения и его единственная цель – снять напряжение, возникающее от желания и достичь его незамедлительного удовлетворения. В этой части личности царит хаос страстей: нет логического мышления или осознания временного потока. Импульсы высвобождают огромные энергетические ресурсы, которые снабжают энергией всю структуру личности. Фрейд сравнивал Ид с избалованным эгоистичным ребенком, требующим удовлетворения своих желаний “здесь и сейчас”» (1).

  Каждый тип обладает так называемым сенсорным пространством, в которое мы затягиваем предметы наподобе воронки и поглощаем их. При этом окружающие нас предметы также обладают своим пространством, в которое они затягивают нас. Ид- энэргия направлена на расширения границ своего пространства. Происходит своего рода игра бесконечного взаимодействия пространств друг с другом. Постоянное перемещение в пространстве порождает бесконечную цепочку удовольствий, в которой можно раствориться. Погоня за наслаждениями может быть неразумной, бесконтрольной и опасной как для самого носителя этой энэргии так и для тех, кто его окружает. Определенные инстинкты охраняют оргнизм от опасности такого рода. Так, например, животные не убивают добычу, а играют с ней, если у них нет голода.
 
  Жизнь предлагает бесконечные возможности по активному взаимодействию с предметами окружаюшего пространства с перспективы игры и удовольствия и это находит свое отражение в характере музыки ТПЭ Ид.  Это музыка сильная по звучанию (экстроверсия), не несет в себе внутреннего напряжения борьбы или противостояния. Ее задача заряжать энергией веселого настроения, создавать настроение беспечной радости, уверенности в завтрашнем дне. Музыка заряжает оптимизмом, освобождает от навязчивых мыслей, беспокойств, дает возможность отвлечься от рутины и проблем и насладиться тем, что есть здесь и сейчас. Это умение видеть позитивное начало везде и во всем и реагировать ярким, эмоциональным переживаниемо радости – основное предназначение Ид-музыки. В отличии от Эго-музыки, Ид-музыка, как правило, не требует от человека концентрации внимания или аккумуляции сил для преодоления каких-либо внешних препятствий. Трудности жизни воспринимаются скорее как игра или соревнование.

 Яркие представители: Mozart (” Eine kleine Nachtmusik” Allegro, “Rondo Alla Turca),  Верка Сердючка (“ Всё будет хорошо”, “Я попала на любовь”); Божья Коровка (“Гранитный Камушек”, “ Мамбо по Русски ”);Вадим Казаченко (“ Белая метелица”, “Сирень”), Андрей Державин (“Катя Катерина”),  Леонид Агутин (“ Босоногий мальчик”, “ Того, Кого Не Стоило Бы Ждать”); Kaoma (“ Lambada”), King Africa (“La Bomba “), Elvis Presley (“Jailhouse Rock”, “All Shook Up”); The Veronicas (“Untouched”, “4Ever”) и т.п.

   ТПЭ Суперид в музыке соответствует слабому, нецеленаправленному и неконтролируемому потоку энергии, который соотносится с признаками интроверсии, иррациональности и динамики.

  Энергия Суперид, окрашена меланхолией, чувством тяжести на душе, ощущением грусти и безысходности, компенсирует и дополняет энергию Эго, усиливая контраст последней. По сравнению с Эго-музыкой Суперид-музыка обладает значительно более слабой энергией (интроверсия), большей погруженностью во внутренний мир – мир субъективного воображения и ощущений, большей гибкостью и вариативностью музыки, большей плавностью и сложностью музыкальных концепций. Музыка Суперида может обладать несколько занудной мелодичностью в силу своей иррациональности или, напротив, характерирозваться ее кажущимся отсуствием, быстрой переменчивостью ритма и мелодии. Сила эмоций не будет проявляться так очевидно и ярко, поскольку Суперид – интровертный тип энергии. Нельзя ожидать преобладания сильных эмоций над внешним покоем музыки.

  Суть энергии Суперид не в активном взаимодействии с окружающей действительностью, но в отказе от борьбы, в принятии обстоятельств такими, какие они есть. Нет желания навязывать свою волю другим , противопоставялть себя обществу. Напротив, ценится способность адаптироваться к внешним условиям, желание гармонично вписаться в процесс бесконечных изменений и жить, отражая в себе все то, что происходит во внешнем мире. Этот переменчивый, отражающий действительность, внутренний мир Суперид-типов несет в себе Суперид-музыка. В ее музыкальных образах порой царит неземной комфорт или, напротив, преувеличенный дискомфорт воображаемой действительности.

   Быстрота и констрастность смены музыкальных образов соотвестует признаку  динамики и ощущается в музыке как ее внутренняя напряженность и тревожность. Развитие мелодии по нарастающей, от тихого, едва слышного звука к драматичному яркому полному энергии звучанию, выражающему кульминацию всего произведения, типично не столько для мелахоличной, но прежде всего для динамичной Суперид-музыки. В этом выражается умение художника созерцать и тонко отражать окружающую нас действительность в мельчайших подробностях, отмечая при этом внутренний план души человека, а именно,  как изменяются наши эмоции в унисон изменениям окружающей действительности.

  В силу динамичного, развивающегося характера Суперид-музыки художественые и музыкальные образы зачастую не успевают прорисовыаются достаточно четко, концентрируя внимание на постоянном изменении и перетекании форм. Для  музыки этого ТПЭ  характерна также смена замедленного темпа (затихание) на неожиданно резкое его ускорение и изменение ритма, на общем фоне медленной, тихой, интровертной  мелодии.

Яркие представители: Бетховен («Лунная соната», “ Symphony No.3 E-flat major, Op.55 “Eroica”);  Claude Debussy (“ La Mer – Second Movement”), Моцарт («Реквием»),Чюрленис (“W lesie”, “Miskas”); Аквариум (« Город Золотой», «Мама, я не могу больше пить»); Ирина Богушевская (“У нас в Раю”, «Рио-Рита»); Fleur-(«Взрывная волна», «Ремонт»); Nautilus Pompilius («Я хочу быть с тобой»,  «Чёрные Птицы»); Placebo (“Twenty Years”, “Sleeping with ghosts”) и т.п.

  В заключение хотелось бы добавить, что типология асоциативной соционики не ограничивается четырьмя ТПЭ ( Ид, Суперид и Эго, Суперэго) для описания  психологических свойств личности и характера музыки, но имеет своей целью углубить их дифференциацию  на более детальном  уровне соционических функций.  Что сделает возможным, с одной стороны,  расширить область применения музыкальной и цветовой диагностики в соционике, и, с другой стороны, позволит сделать диагностику психологического типа более точной и актуальной.
В этой статье речь шла о базовом уровне определения ТПЭ, который нужен для того, чтобы выделить «общий» тип человека по типу психической энергии. На более детальном уровне рассматриваются профили или «оппозиции» ТПЭ, которые вытекают из сочетаний четырех, уже известных читателю основных ТПЭ.  С помощью оппозиций можно более точно охарактеризовать тип человека и тип его любимой музыки. Об этом более подробно Вы можете прочитать в статьях О. Тангеманн на сайте школы Ассоциативной соционики.
  В настоящее время проводятся бесплатные еженедельные музыкальные вебинары, на которых участники школы изучают музыку отдельных типов и типируют музыкальные произведения. Запись на типирование по музыкальным и художественным  предпочтениям производится бесплатно в порядке живой очереди на форуме ШАС: http://socionics4you.com/forum/index.php

Литература:
1. Тангеманн О.Б. Ассоциативная модель Бабочка -  2008 http://socionicslondon.blog.com/
2.  Аугустивинчуте А. Социон. М.: «Черная белка» – 2008
3. Драгунский В.В. Цветовой личностный тест. М. АСТ, Мнс. Харвест – 2005
4. Гуленко В.В. Выразительные возможности психических состояний. Человек и мир языком универсалий – 1995 – http://socionics.kiev.ua/articles
5.  Петрушин В.И Психологические модели отражения действительности в искусстве-2008, N4, http://www.health-music-psy.ru/
6. Тангеманн О.Б. Тест на определение типа психической энергии.-2010 http://aeterna.ru/test.php?link=tests:103659
7. Актеры совесткого кино http://www.rusactors.ru
8. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия – связь с основными психологическими школами и направлениями – 2010,  N1, http://www.health-music-psy.ru/
Ольга Тангеманн 2010© Ассоциативная соционика

Журнал "Соционика": https://www.facebook.com/groups/543577009011267/