Болевая функция на примере типа ЛИИ

Болевой канал функций в модели А (болевая и активационная функции) связан со страхами и с той информацией, которую Вы хотите видеть исключительно в позитивном ключе. Негативная информация может ввести Вас в состояние паники или выбить из колеи, затормозить и ввести состояние беспомощности. В такие моменты люди поступают неадекватно, тревожатся, совершают ошибки. Часто понимают, что серьезных оснований для страха нет, но избавиться от навязчивых мыслей по собственному желанию не могут.   По болевой функции человеку трудно соотнести реальность с вероятностью, ему могут мерещиться неприятности там, где их по сути нет, не было и не может быть. Человека пугает не факт происходящего, а образ, который рисует его воображение. Ему неприятно слышать от окружающих о плохом по болевому аспекту информации. В то же время человек готов с благодарностью принимать помощь, заботу, совет.

Сенсорика
1) Если у человека болевой канал сенсорики, то негативная информация касается о телесных ощущениях, здоровье, внешнем виде, гигиене и чистоте будет восприниматься настороженно. Это может относиться непо-средственно к человеку или к окружающим его объектам, посторонним звукам. Например, бывают нетактичные люди, которые могут сделать замечание по поводу качества пищи, которую вы едите или одежды, кото-рую носите, личной гигиены,  нездорового вида (грязные руки, ногти, за-пах, бактерии и т.п.) Это может произвести на вас тяжелое впечатление и заставить вас чрезмерно беспокоиться.
Этика
2)Если это этика, то речь идет о страхе быть непринятым, непонятым колективом, быть изгоем, никому не нужным, осужденным, отторгнутыим обществом. Это также может быть боязнь показаться неэтичным, боязнь негативного мнения и насмешек, унижения, страх вызвать неприязнь к себе и испортить отношения, нажить себе врагов.
Логика
3)Если болевая функция логики, то есть опасение показаться незнайкой — недалеким, глупым, не знать чего-то важного, не учесть каких-то существенных деталей. При этом человек может успешно заниматься теорией, но строить ее не столько на объективных закономерностях и фактах, сколько на собственных домыслах и фантазии. У человека с болевой логикой может быть соблазн подгонки фактов под теоретические положения, которые кажутся ему истинными. Могут возникнуть трудности с выполнением работы по упорядочиванию информации выполнению работы, которая требует организованности и порядка, например, уборка в доме. Как правило, люди с болевой логикой, не любят строгих правил и ограничений их фантазии.
Интуиция
4)Если это интуиция, то человек боится возможностей, случайностей, негативного развития событий, которые от него лично не зависят — боится рока, всего плохого, что может произойти. Страх может появиться до того, как будет сделан выбор и принято решение о чем либо, до ожидаемого события, а можно бояться и сомневаться после того, как решение принято и выбор уже сделан.

Болевая функция  находится в ментальном блоке  Суперэго модели А.  Поскольку это сознательная функция, то ее запрос трудно игнорировать, Человек инстинктивно чувствует, что ему следует в себе развивать и в каком направлении двигаться, чтобы соответствовать нормам, принятым в обществе. Возникает чувство, что вы непременно должны работать над собой, над своими недостатками, чтобы избежать худшего. Страшно, если люди оценят вас, как неэтичного или глупого, необразованного человека. Страшно, если вы подведете тех, кто вам дорог по своим слабым функциям.
Таким образом, болевая функция подталкивает человека к саморазвитию и люди готовы особенно тщательно работать по ней, если затрагиваются личные интересы. Однако полностью контролировать ее работу не предсталвяется возможным, поскольку  страх возникает автоматически и неосознанного без видимых для этого причин.
Иначе обстоит дело с функциями в блоке Суперид модели А. Этот блок соотносится в соционике с коллективным бессознательным по теории К. Юнга. Проблемы по функциям этого блока возникают неожиданно, так как человек хуже всего отслеживает информацию по аспектам блока Суперид. Гораздо реже возникает желание работать над собой по самым слабым витальным функциям и обучение дается тяжело. Люди быстро забывают полученный опыт и новую информацию. Это виктимная позиция для любого человека. Тем не менее, в случаях необходимости, интереса и частого использования этих функций человек удается добиться определенного успеха. Но чаще происходит все наоборот, и человек демонстративно отказывается себя менять: да, я такой был есть, буду и таким умру.
Человек нуждается в понимании и сочувствии по функциям блока Суперид. Это очень важно в построении личных отношений. Если партнер не готов принять ваше неадекватные реакции, которые вы не способны контролировать, он не сможет с вами ужиться. Например, неадекватное поведение по сугестивнойэтике эмоций лучше всего переносят программные этики. Программные черные этики умеют изменять эмоцио-нальное состояние, а белые этики успешно игнорируют всплески негативных эмоций.
Нередки случаи, когда люди принимают свою болевую функцию за программную. Это случается потому, что информация по болевой функции ощущается как важная и ей приходится уделять много внимания. Люди легко впадают в заблуждение, что эта функция сильная. Например, люди типа Есенин видят себя часто логиками, потому что они много размышляют, бесконечно взвешивая за и против при принятии решения, так как бояться ошибиться.
Люди типа Драйзер прикладывают усилия в поиске истины и лучшего варианта. Людей толкает на это мотивация работы над своим страхом. Им нужно быть уверенными, что они сделали все возможное, чтобы себя обе-зопасить, улучшить свое положение в обществе, сделать правильный выбор того, что их интересует в данный момент. Не стоит удивляться, если люди считают, что разбираются не хуже других в информации по аспекту своей болевой функции. Им свойственно также удивляться беспечности другие людей, которые не придают значения столь важным для них вопросам.
Что еще важно знать о болевой функции? По этой функции мы часто наблюдаем жесткую полярность реакции: люди либо очень усердно работают над этой функцией, чтобы держать свой страх в узде, либо отказываются работать практически сразу. Это зависит от того, насколько работа интересна и важна для человека и с чем связана: с какой другой функцией блока модели соотносится болевая функция. Если вопрос требует рещенеия с использованием сильной функции блока Эго, то это значительно облегчает работу по болевой функции. Если это работа по блоку Суперэго, в связке с ролевой функцией, также слабой, то работа требует больше усилий и напряжения, меньше интереса и больше осознанной необходимости. Тем не менее, чем больше у человека опыта и знаний набирается по работе с функциями блока Суперэго, тем больше навыка и привычки и, следовательно, меньше отторжения.
В концепции ассоциативной соционики болевая функция и активационная работают во взаимосвязи и образуют болевой канал, по которому информация переходит от одной функции к другой. Так распределяются и другие функции по каналам:
1. Программный канал: программная и ограничительная функции.
2. Творческий канал: творческая и фоновая функции.
3. Болевой канал: болевая и активационная функции.
3. Ролевой канал функций — ролевая и суггестивная.
Почему я связала функции разной вертности в каналы? Чтобы подчерк-нуть  взаимосвязную и взаимозависимую работу этих функций. Если у человека болевая функции интуиции фозможностей, то и активационная не будет ощущаться как здоровая. Страх распространяется на обе функ-ции, но лучше осознается по болевой функции.
По творческому и болевому каналу, человек создает новую информацию, потому что эти функции являются продуктивными. По творческому каналу легче работать с информацией и человек уверенно делится ею с миром. По болевому каналу человек набирает опыт и знания, делает выводы и работает прежде всего на себя, не имея желания делиться. Но это не значит, что человек не может создать нечто новое и уникальное, с чем он мог бы поделиться с другими.  Работа по болевой  функции и производство информации по ней чаще скрыто от посторонних глаз в силу того, что человек менее уверен в своей способности по ней и в том, как другие оценят его работу по ней.
Мы имеем достаточно фактов из истории, когда работа по болевой функции приводила людей к успеху и созданию уникальных проектов, например,  теория интертипных отношений Аушры Аугустинавичюте, конституция Наполеона Бонапарта.

ЛИИ и болевая функция сенсорики

В качестве примера мы хотели бы более подробно описать чувствительную функцию для типа Робеспьер (ЛИИ).  Для типа ЛИИ — это прежде всего чувство собственного достоинства. Этому типу людей не хватает самоконтроля и безмятежности сенсорных типов, что может легко повредить  самооценке. Это происходит потому, что программная функция интровертной логики во взаимодействии с болевой функцией экстравертной сенсорики  создают болезненное отношение к собственному статусу и авторитету. Когда люди подрывают авторитет, смеются над человеком, не воспринимают его  всерьез или уделяют внимания зна-чимости слов и мнения ЛИИ, то это приводит его в ярость и возникает конфликт.
Такое неуважительное поведение, реальное или воображаемое будет воспринято ЛИИ как личное оскорбление. Бывают случаи, когда люди не помышляют задеть чье-то достоинство, но из-за уязвимого положения ЧС в модели психики  ЛИИ он склонен подозревать насмешку там, где ее не было: «Что в этом смешного?» Для ЛИИ трудно бороться с неуважением, в такие моменты могут посыпаться с его стороны словесные оскорбления. К этому нужно быть готовым.
ЛИИ необходимо разрядиться от стресса и накопленных за день негативных эмоций. То, что вызвало раздражение в течение рабочего дня, послужило неожиданным всплеском негативных эмоций в ситуации, где не было причины для конфликта. К сожалению, негатив может вылиться совершенно неоправданно на того, кого ЛИИ считает безопасным для себя и своего гнева.
ЛИИ становятся эмоциональными агрессорами, когда им это позволяет ситуация. Их неадекватное поведение обычно ограничивается словесными нападками, но также может перерасти и в физическое насилие, хотя это менее вероятно. Физическую агрессию со стороны ЛИИ (и, возможно, некоторых других интуитивных типов) можно легко контролировать, отвлекая их внимание и делая то, чего человек не ожидает. В результате они теряют ориентацию и мгновенно теряют внимание и сопротивление. Но эмоциональную и вербальную агрессию нелегко устранить с по-мощью такой тактики поведения. Эта проблема требует более скрупулезной работы над собой.

Инфантильное эмоциональное поведение является частью отношений с ЛИИ. Этот тип людей может легко впасть в истерику и нуждаться в понимающем родительском отношении со стороны партнера. Один из способов избавить их от эмоционального стресса — превратить напря-женную ситуацию в шутку. Скорее всего, ЛИИ последует шутке и сразу же изменит настроение.
Типы менеджеров и прагматиков, такие как ЛСИ и СЛЭ,  ценят авторитет, но не имеют болезненной позиции и поэтому демонстрируют иное поведение и реакции к тем, кто проявляет по отношению к ним неуважении. Эти типы людей прежде всего оценивают ситуацию по статусности и власти, на чьей стороне силовое преимущество. И если преимущество не на их стороне, то не бросают вызов власти, не желая становиться источником смеха и сплетен в глазах других людей. Также они не будут жертвовать собой ради «правды», идеи или принципов, выражая свои эмоции посредством словесного оскорбления.
ЛИИ обычно делают прямо противоположное. Под влиянием отрицательных эмоций они обнажают свои сенсорные и этические слабости, игнорируя структуру власти, бунтуют, ведут себя безрассудно и спонтанно. В глазах ЛИИ это является проявлением их силы и храбрости, тогда как сенсорным типам такое поведение покажется вздорным. В ка-честве ярких исторических примеров для  типа ЛИИ можно сослаться на царя  Павла I в России и Максимилиан Робеспьер во Франции.

Автор: Ольга Тангеманн

Добавить комментарий