О ПРИМЕНЕНИИ АНАЛОГИИ В СОЦИОНИКЕ

iglitЛитвиненко Игорь Юрьевич

ИГРА В «ЧЕТЫРЕ СЕЛЕДКИ» или ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ПРИМЕНЕНИИ АНАЛОГИИ В СОЦИОНИКЕ

Два года назад на XIII Киевской конференции Е.Литровник покритиковал применение некоторых научных подходов в соционике. В частности – популярную тогда практику находить во всем «соционические аналогии». Он иллюстрировал это таким примером: «Берем бочку селедки и вытаскиваем оттуда каждый раз по четыре штуки. Потом пересчитываем всю вытащенную селедку и оказывается! Количество ее кратно четырем! Так что мы доказали?».

Аналогия как научный метод не просто имеет право на существование. Без аналогии не обойтись, чтобы выйти из старых рамок и объяснить новое, не сводя его к комбинации старого. Однако спекуляции аналогией начинаются тогда, когда аналогичное объявляется тождественным. А если не объявляется, а только подразумевается, то наступает терминологическая или даже методологическая путаница. Иллюстрировать подобное могу примерно таким текстом.

 К ВОПРОСУ ОБ ИНТЕГРАЛЬНОМ ТИПЕ КАЖДОЙ КВАДРЫ

Символьная соционика оперирует значениями и мастями карт Таро. Несмотря на то, что значения объединяют Юнговские признаки интуиция/сенсорика и экстратимность/интротимность, а масти – рациональность/иррациональность и этика/логика, найдено соответствие между мастями и значениями: Короли – Посохи, Дамы – Кубки, Рыцари – Мечи, Пажи – Пентакли. Однако некоторые исследователи склонны трактовать первоисточники по Таро не так, как это принято в ЕСПС. В частности, М.Калман находит в описании мастей черты квадр: a — Кубки (Z), b — Мечи (X), g — Пентакли (W), d — Посохи (Y). Такое соответствие ничуть не абсурдно. Квадра b устанавливает жесткий общественный порядок с мечом в руках – надо же «уговорить» инакомыслящих; g создает и повышает благосостояние; d живет по законам, позволяющим чередовать труд и отдых; a — чутко реагирует на мир, стремясь устранить его несовершенные проявления как неприятное неудобство и радуясь его приятным проявлениям.

Интересно, можно ли найти такое же соответствие квадр значениям, и будут ли эти значения отвечать соответствующим мастям? Иными словами, похоже ли на то, что a — Дамы, b — Рыцари, g — Пажи, d — Короли? Не очень… Квадра a осуществляет прорыв в новое, неизвестное, будущее, соответствуя, таким образом, значению Рыцарь. Квадра b устанавливает законы для построения общества, соответствуя значению Король. Благосостояние  — это название группы сенсорных интровертов – Дам – данное В.Гуленко, поэтому поставим их в соответствие квадре g.  Пажи как наименее энергозатратные нуждаются в гуманно организованной системе для деятельности, что соответствует квадре d.

Таким образом, каждой квадре соответствует и масть, и значение, что дает тип, оказывающийся для квадры в определенном смысле интегральным. Получаем следующие соответствия:

a — РZ ()., ИЭЭ)
b — КX (+0, СЛЭ)
g — ДW (0+, ЛСИ)
d — ПY (.), ЭИИ)

А если есть типы, то есть и интертипные отношения. Противоположные квадры находятся в конфликтных ИО. Соседние – в зеркальных и суперЭГО. Причем зеркальные – между двумя сильными (b и g) и между двумя слабыми (a и d) квадрами, а суперЭГО – между сильной и слабой квадрами. Все это дает еще один  дополнительный взгляд на сущность квадр и отношения между ними. Конец. Для тех, кто смог отнестись к этому тексту слишком серьезно, предлагаю следующий.

К ВОПРОСУ ОБ ИНТЕГРАЛЬНОМ ТИПЕ КАЖДОЙ КВАДРЫ
В работах В.Гуленко рассмотрены парные объединения Юнговских признаков, что приводит к выделению соционических малых групп (по четыре ТИМа, у которых они совпадают). Одними из интереснейших таких групп являются группы восприятия и стиля общения, так как они связаны с общением и взаимопониманием людей. К группам восприятия относятся носители таких Юнговских признаков:

рациональные серсорики – Дистрибутивные
иррациональные сенсорики – Коммутативные
рациональные интуитивы – Диссоциативные
иррациональные интуитивы – Ассоциативные.

Стиль общения определяется такими признаками:

логические экстраверты – Деловые
логические интроверты – Холодные
этические экстраверты – Страстные
этические интроверты – Душевные.

Поскольку квадр тоже четыре, то можно поставить в соответствие каждой квадре определенное восприятие и определенный стиль общения.
Легко увидеть черты стилей общения в каждой из квадр. Квадра b строит общественные структуры, руководствуясь пламенной идеей, поэтому ей соответствует стиль общения Страстные. Квадра g всю свою деятельность строит сообразно деловой выгоде и конкретному результату, поэтому соответствует Деловым. Квадра d рассматривает всех членов общества равными перед законом, одним для всех, независимо от того, нравится он или нет, поэтому ей соответствуют Холодные. Квадра a ориентируется всей душой, но без излишнего надрыва на все новое, интересное, что происходит в мире, соответствуя Душевным.

Черты способов восприятия несколько труднее увидеть в квадральных особенностях, однако и их можно найти. Дистрибутивное восприятие – это распределение материи по установленным правилам, что соответствует квадре d. Ассоциативное восприятие – восстановление целого из части и порождение новой информации – соответствует квадре a. Диссоциативное восприятие – расщепление информации и синтез идеи из первооснов – соответствует квадре b. Коммутативное восприятие – перераспределение материи адекватно жизненной ситуации – соответствует квадре g.

Теперь для каждой квадры есть по два признака, которые выводят на ТИМ, характеризующий каждую квадру с точки зрения восприятия и стиля общения. Таким образом, получаются следующие соответствия для квадр:

a — Ассоциативные, Душевные – ПZ (ИЭИ, *-)
b — Диссоциативные, Страстные – РY (ЭИЭ, -*)
g — Коммутативные, Деловые – КX (СЛЭ, +0)
d — Дистрибутивные, Холодные – ДW (ЛСИ, 0+).

Мы видим, что с точки зрения восприятия и стиля общения квадры оказываются между собой в благоприятных интертипных отношениях – внутриквадральных. Показательно, что противоположные квадры дополняют друг друга; пары сильных (b и g) и слабых (a и d) активируют друг друга. Зеркальные ИО – между сильной и слабой соседними квадрами.
Все это дает еще один  дополнительный взгляд на сущность квадр и отношения между ними. Конец.  Возможно, и теперь кто-то слишком серьезно относится к содержанию написанного? Ну что ж, предлагаю еще один текст.

К ВОПРОСУ ОБ ИНТЕГРАЛЬНОМ ТИПЕ КАЖДОЙ КВАДРЫ

В работах В.Гуленко рассмотрены парные объединения Юнговских признаков, что приводит к выделению соционических малых групп (по четыре ТИМа, у которых они совпадают). Одними из интереснейших таких групп являются группы установки на вид деятельности (соционические клубы) и соционические темпераменты, так как они определяют содержание и характер деятельности людей в зависимости от их ТИМа.
Юнговские признаки, определяющие установку на вид деятельности, следующие:

Логика, Интуиция – познавательная деятельность – клуб Сайентистов
Логика, Сенсорика – преобразовательная деятельность – клуб Управленцев
Этика, Сенсорика – оценивающая деятельность – клуб Социалов
Этика, Интуиция – коммуникативная деятельность – клуб Гуманитариев.

Соционические темпераменты образованы следующими Юнговскими признаками:

Рациональность, Экстраверсия – линейно-напористые – условно Холерики
Рациональность, Интроверсия – устойчивые – условно Флегматики
Иррациональность, Экстраверсия – гибко-разворотливые – условно Сангвиники
Иррациональность, Интроверсия – чувствительные – условно Меланхолики.

Поскольку квадр тоже четыре, то можно поставить в соответствие каждой квадре определенную установку на вид деятельности и соционический темперамент.

Познавательные, информационные, научные задачи решает квадра a, поэтому ей ставим в соответствие клуб Сайентистов. Организационные задачи решает квадра b, соответствуя, таким образом, клубу Управленцев. Ориентирует общество на проблемы социальной справедливости и решает их квадра g, соответствуя Социалам. Раскрытие потенциала каждого человека – главное для Гуманитариев, как и для квадры d.

С точки зрения соционических темпераментов можно также найти соответствие квадральным особенностям. Установить нужный общественный порядок несмотря ни на что, то есть линейно-напористым образом – прерогатива квадры b (Холерики). Добиваться своего, гибко реагируя на изменяющиеся условия, – черты квадры g (Сангвиники). Поддерживать гомеостаз общества, олицетворяя устойчивость – черты квадры d (Флегматики). Чутко реагировать на происходящее – черты квадры a (Меланхолики).

Теперь для каждой квадры есть по два признака, которые выводят на ТИМ, характеризующий каждую квадру с точки зрения установки на вид деятельности и соционического темперамента.

Таким образом, получаются следующие соответствия для квадр:
a — Сайентист, Меланхолик – ПX (ИЛИ, */)
b — Управленец, Холерик – КW (ЛСЭ, /,)
g — Социал, Сангвиник – КZ (СЭЭ, +.)
d — Гуманитарий, Флегматик ПY (ЭИИ, .)).

А если есть типы, то есть и интертипные отношения. Противоположные квадры находятся в ИО полного дополнения. Соседние сильные (b и g) и слабые (d и a) квадры находятся в ИО «прием социального заказа». Соседние квадры (a и b) и (g и d) находятся в ИО «ревизия». Все это дает еще один  дополнительный взгляд на сущность квадр и отношения между ними. Конец.

Подобные игры можно продолжать до бесконечности. Можно предполагать, что внутри одного темперамента, например Меланхоликов, четырьмя ТИМами представлены все темпераменты: ДX (СЛИ, ,/) – Холерик, ПX (ИЛИ, */) – Флегматик, ДZ (СЭИ, ,-) – Сангвиник, ПZ (ИЭИ, *-) – Меланхолик. Возможно, в таких играх есть какой-то смысл, но главное, что хотелось показать этой статьей – это то, с какой осторожностью следует применять в науке аналогию, а также выражение «поставить в соответствие».