Рациональность — Иррациональность. А. Аугустинавичюте

Рациональность — иррациональность  (Шизотимность — циклотимность)

В чем заключается это врожденное различие между людьми? По нашим данным, оно определяется расположением полушарий. Одно полушарие человека воспринимает и обрабатывает информацию, получаемую при наблюдении за статичными объектами, объектами в состоянии покоя, другое — при наблюдении за объектами, находящимися в динамике, то есть — движущимися объектами. Поэтому одно полушарие можно назвать статичным, другое — динамичным. Это нетрудно проверить каждому, закрывая то один, то другой глаз. Когда человек за рулем или просто так через окно машины наблюдает за бегущими домами, у него гораздо более интенсивно работает динамичный глаз. Когда машина остановится, работает другой — статичный. Когда на что-то движущееся смотрим статичным глазом — начинает немного рябить в глазах, и можно даже почувст­вовать небольшое головокружение. Это можно заметить и когда мы смотрим телевизор. Так как статичное и динамичное полушария у шизотимов и циклотимов расположены по-разному, у циклотима за объектом в статике наблюдает левый глаз (правое полушарие), за объектом в дина­мике — правый глаз (левое полушарие). У шизотима — наоборот: за объектом в статике наблюдает правый глаз (левое полушарие), за объек­том в динамике — левый (правое полушарие). 

Если информацию о динамике принимает левое полушарие, собственной динамикой индивида тоже управляет левое. Поэтому последовательным правшой, по нашим наблюдениям и опросам, являются только циклотимы. Шизотимы по своей природе левши, хотя около 50% из них об это совершенно ничего не знают. 

Шизотима от циклотима в какой-то мере можно отличить по сложению и особенно по движениям. Шизотимам, если они даже набирают лишний вес, присуща какая-то сухопарость. Циклотимам и тогда, когда они худые — мягкость и закругленность линий. Особенно, мягкость линий лица. Что касается движений, то они у шизотимов фиксированны. Притом, у каждого типа ИМ разные. От угловатых и прыгучих до как бы скользящих. У шизотима экстраверта (динамики) походка угловатая. У шизотима интроверта (статики) угловатость пропадает, появляются элементы скольжения, но держатся они тоже очень прямо, с достоинством. Однако в «скольжении», о котором мы гово­рим, чувствуется скованность, оно негибкое. У циклотима движения мягкие, всегда более или менее импульсивные. Что касается элемента импульсивно­сти, то его боль­ше у циклотимов экстравертов, которые являются статиками, чем у интровер­тов, являю­щихся динамиками. И в мимике и в движениях. 

Вот что по поводу походки шизотимов пишет П. Б. Ганнушкин: 

«Обыкновенно они обращают на себя внимание тугоподвижностью и угловатостью движений, отсутствием плавных и постепенных переходов между ними, причем, у одних, кроме того, бросается в глаза манерность и вычурность, у других — стремление к стилизации и, наконец, у третьих — просто крайнее однообразие и скудность движений. Есть шизоиды, никогда не бывшие на военной службе, но поражающие своей почти военной выправкой; эта выправка у них доходит до того, что они кажутся деревянными… Особенно много своеобразия в их по­ходке: одни ходят не сгибая колен, другие — как бы подпрыгивая, третьи волочат ноги при ходьбе и т.п.» («Избранные труды» М., 1964, 143 с. ). 

Правда, автор здесь пишет про шизоидов, то есть — шизотимов с фиксированным или акцентуированным поведением, но по нашим наблюдениям за совершенно здоро­выми людьми — все это подходит и им. А то, что они кажутся «деревянными» или «волочащими ноги», определяется исключительно их типом личности. Самый «деревянный», по-нашему, — логико-сенсорный экстраверт, наиболее «волочащий ноги» — противоположный ему — логико-сенсорный интроверт. Самый «прыгучий» — логико-интуитивный экстраверт. Эти отличия в походке более заметны у мужчин, чем у женщин. 

То же самое можно сказать об эмоциях: эмоции циклотима гораздо более импульсивны, менее управляемы, чем эмоции шизотима. 

Почему циклотимы кажутся импульсивными, а К. Г. Юнгом назывались даже иррациональными? Потому, что их движения, поступки и эмоции всегда следствие каких-то чувств, какого-то душевного состояния. Ответ на появившиеся чувства комфорта, дискомфорта, спокойствия или неуверенности. Циклотимы прежде внутренне раскачи­ваются и лишь после этого реагируют на ситуацию эмоцией или поступком. На эмоции и поступки окружающих они реагируют не сразу. Точнее — реагируют не на их поступки и эмоции, а на этими поступками вызываемые чувства. Поэтому их реакции как бы замедленные, плавные, очень приспособленные к ситуации, но заранее не обдуманные, «творческие». Много поступков просто «по привычке», по сложившимся установкам. Шизотимы реагируют на эмоцию эмоцией, на поступок поступком не раскачиваясь, сразу. Реагируют очень разумно, обдуманно, на основе всего имеющегося опыта. Поэтому кажутся более строгими, решительными, «рациональными», их движения более быстрые и угловатые, эмоции более резкие и холодные. Чувство для шизотима — след­ствие поступка, а не его причина : после правильного поступка или эмоции самочувствие улучшается, является хорошим, после неправильного поступка оно ухудшается. Поэтому как поступки, так и формы проявления эмоций тщательно изучаются и обдумываются. Если шизотимы почувствовали себя плохо, они думают, что было сделано не так, копаются в прошлом, чтобы иметь опыт на будущее. Когда циклотимы чувствуют себя плохо, они думают не о прошлом, а о будущем: что следует сделать, чтобы изме­нить самочув­ствие.

У циклотима поступки импульсивны, являются не чем иным, как только приспо­соблением к реальной ситуации и своим собственным чувствам. Можно сказать, что циклотим действует, когда ему нужно выйти из какой-то ситуации, какого-то состоя­ния, а шизотим — наоборот, когда нужно создать какое-то состояние, какое-то само­чувствие. Например, циклотим готовит еду, чтобы покончить с неприятным чувством голода, шизотим — чтобы в результате этой своей активности приобрести приятное чувство сытости (циклотим ест потому, что вкусно, шизотим – даже когда это гурман – чтобы быть сытым). Интересно, что чувство голода на настроении циклотима отражается гораздо сильнее, чем на настроении шизотима: голодный шизотим может дольше спокойно ждать, чем циклотим. 

А вот в контактах с субъектами и объектами все происходит наоборот. Как циклотим не может действовать, пока его не охватило какое-либо чувство, так шизотим не может общаться с человеком, пока он к нему не испытывает каких-то чувств, пока не сложилась какая-то установка. Без такой установки или созревших чувств он не может купить даже самый простой предмет обихода. Происходит та же самая «раскачка». Циклотимы общение начинают без «раскачки», т.е. без установок, с непосредственных контактов, во время которых люди и их качества тщательно изучаются. Только после этого появляются установки и чувства, определяется их отношение. Поэтому, хотя контакты с людьми циклотим завязывает быстро, они ничего не говорят о его чувствах к ним. Как шизотим легко, «рационально» меняет свои поступки и формы проявления эмоций, если они оказываются недостаточно разумными, так циклотим «рационально» меняет людей, с которыми он общается, если они своими качествами не соответствуют его потребностям. То же самое относится к предметам обихода и другим объектам.

 

Добавить комментарий