Логика или этика? Описание А. Аугустинавичюте

Логика — этика 

Логические типы ИМ отличаются от этических своим отношением к объективному миру и к другим людям. 

Сила этических проявляется в отношении к людям, сила логических — в отношении к объективному миру. Этические не уверены, что они могут сделать что-то объективно ценное, логические не знают, что они собой представляют в глазах других людей, какие права на них имеют. 

Логический все старается сделать сам. Свою нужность другим доказывает своими делами: смотрите на содеянное мною, оценивайте и принимайте по заслугам. Этический чувствует свою нежность другим людям, умеет налаживать с ними отноше­ния, манипулировать их чувствами или эмоциями, не сомневается в своих правах на них. И постоянно не уверен в своих собственных силах и способностях, которые долго, мучительно и пассивно обдумывает, когда остается один. 

Обычно логические типы воспринимаются как более самостоятельные. Но это лишь кажущееся, потому что в отношениях с людьми такой самостоятельностью отлича­ются этические. Самостоятельность логических проявляется при решении проблем и задач объективного мира, самостоятельность этических — при решении проблем человеческих взаимоотношений и регулировке их эмоциональной жизни. Все старание логических быть положительными, сильными, хорошими людьми, основано на желании угодить этическим, заработать признание. Логические часто удивляются несамостоя­тельности этических, когда нужно решать объективные задачи; этические — тому, как первые не умеют пользоваться людьми, не понимают своего влияния на них. 

Очень важным отличием логических от этических является то, что логические обычно доказывают свою правоту, а этические — уговаривают, им нетрудно и попро­сить. Логические ни уговаривать, ни просить не умеют, а на уговоры других часто поддают­ся легче. Обещаниям логических можно верить больше, чем обещаниям этичес­ких. Потому что первые во что бы то ни стало стараются сдержать свое слово, а если чего-то не могут, говорят заранее, чтобы «не обмануть человека». Этическому не так важно не обмануть человека, как не испортить с ним отношений, поэтому он часто обещает не то, что сможет выполнить, а то, чего от него, как от «хорошего человека» другие ожидают. Он не чувствует себя лгуном, а лишь осторожным дипломатом. 

Оценивая поступки других людей, логический больше пользуется критериями: логично — нелогично, правильно — неправильно, разумно — глупо, рационально — нераци­онально. Хорошо то, что разумно, разумное не может быть плохим. Этический: хорошо — плохо, нужно — не нужно людям или отдельному человеку, гуманно — негуманно, честно — нечестно. 

Этический умеет заботиться о людях, о себе и своих близких, делать им прият­ное. Но по-настоящему честно заботится лишь о тех, кого причисляет к «своим». Умеет за них просить и, таким образом, перекладывать эту заботу и на посторонних людей. Поэтому близкие их ценят и любят, прощают все погрешности. Логический в лучшем случае, когда он сенсорный, умеет получить то, что ему положено «по праву». Для этического существуют не права одного человека среди других людей, а то, что реально можно «выбить», получить, на что можно склонить, «уломать» других людей любыми уговорами, просьбами и эмоциями. Лучший толкач — этический, несомненно, когда он сенсорный. 

Этические манипулируют чувствами и эмоциями других людей, поэтому правда и неправда для них имеют относительный смысл. Часто правдой становится то, что другим людям делает приятное, их подкупает, а его возвышает, то есть тоже делает прият­ным. Быть приятным и любимым — то, чего виртуозно добивается каждый этичес­кий. Он умеет создавать хорошее впечатление, умеет отчитываться за содеянное, писать отчёты и притом — похвалить всех и, прежде всего, себя. Отлично чувствует себя в любой компании, среди любых людей, легко становится эмоциональным центром компании. Логический при отчётах склонен говорить о ещё невыполненном, о своих и чужих ошибках и недочетах, недостатках, потому что старается разобраться в реальной ситуации, увидеть и показать реальное положение дел или перспективу. 

Следует заметить, что этика всех логических — нормативная, они строго выполняют установленные кем-то другим этические нормы и никакого творчества в этом себе не позволяют. В исполнении норм стремятся к совершенству и никогда не увере­ны, что его достигли. Поэтому в этих стремлениях нередко разочаровываются. Этика всех этических более или менее творческая, они считаются не столько с норматива­ми, сколько с конкрет­ной ситуацией. Этично то, что улучшает ситуацию этического, делает его более обаятельным, более необходимым, более сильным среди других людей.

То же самое можно сказать о логике. Логика всех этических — нормативная. Они строго выполняют все логические нормативы, им очень важно, что является научным или хотя бы общепринятым, потому что ни новых логических отношений, ни новых методов действия они не открывают и не изобретают. В своих поступках и логичес­ких рассуждениях очень осторожны и никогда не уверены в их совершенстве. По той же причине кругозор их логических интересов широк, они начитаны больше логических, хорошо рассказывают о разных научных истинах. Логические обычно отличаются начитан­ностью в художес­твенной литературе, которая дает возможность познать этические нормы. 

Этические отличаются тонкостью чувств и эмоций, хотя они и не чувствительнее логических, ровным счётом как логические не интеллектуальнее этических. Существенная разница между ними в том, что этические видят и понимают не только свои, но также и чувства и эмоции других людей. За сравнительно неконкретными поступками, случайными словами, мимикой, этический видит сложный мир чувств другого человека лучше, чем их видит сам логический, для которого собственные чувства — мало понимаемая загадка, и нужно, чтобы нашелся кто-то, кто её разгадает. Этичес­кие типы все поступки и чувства других людей как будто измеряют своими собствен­ными. Любовь — сфера этического мышления. Его задача и его талант. Основ­ной талант логических — оценивать логику других. Только они правильно оценивают ум и логич­ность этического и ему самому разъясняют. Они могут оценить деятель­ность другого таким же образом, как этические — доброту человека, глубину его переживаний. Сам этический не может оценить количество своего труда, склонен утонуть в любом деле, в том числе, в домашнем хозяйстве, никогда не уверен, имеет ли моральное право на отдых или нет. Поэтому взаимная дружба индивидов с логичес­ким и этическим мышле­нием (хоть и не в каждом сочетании) обогащает обоих, увеличи­вает их удовлетворен­ность собой. Этический рядом с логическим не сомневается в логике своих поступ­ков, логический — в том, что все его поступки являются поступ­ками хорошего человека. Это и есть продолжение одного человека в другом. 

По данным нашего исследования, логический тип более распространен среди мужчин, этический — среди женщин. Но этические больше стараются быть такими, как нужно, как принято. Поэтому часто подчеркнуто мужественными, в хорошем смысле этого слова, бывают мужчины с этическим мышлением. Самые женственные женщины тоже с этическим мышлением. Логический тип выделяется отсутствием любых показательных элементов. Поэтому мужчины часто кажутся «никакими», а женщины, если они не интровертны, сравнительно «мужеподобны». Логическое мышление мешает бегать за быстро меняющейся модой и делать множество нерациональных, практического значе­ния не имеющих мелочей (кратковременные прически, маникюр, туфли на неудобном каблуке), так как дает способность ценить свои усилия и затраты энергии. 

Как уже говорилось, люди с логическим мышлением не умеют говорить о своих чувствах, избегают этого. Чувство заставляет их действовать в пользу любимого объекта, но не говорить о нем. Если в отношениях с любимыми они не являются доста­точ­но ласковыми, совершают ошибки, то только потому, что не знакомы с другими моделя­ми поведения. Такому мужчине часто легче спросить «выйдешь ли ты за меня», чем сказать «люблю». Чувства индивида с логическим мышлением нежные, ломкие, их легко спугнуть. Для того, чтобы они окрепли, нужно время и активные чувства второ­го. Очень похожим образом ведут себя и девушки с логическим типом ИМ. 

Чувства логического типа более устойчивы, потому что ему требуется больше времени для принятия решения, пока чувства проверяются логическими рассуждения­ми. Больше времени нужно и для отмены принятого решения. Поэтому логический, который решился связать с кем-нибудь свою судьбу, этого своего решения склонен держаться более устойчиво. 

Этический любит сознательно, любит потому, что хочет любить. Любовь — созна­тельное творчество приятных эмоций для себя и для другого. Если другим самое главное, любят ли их, этим — любят ли они: «Не любишь ты, но я люблю…» Эта экспансия чаще всего удачная, так как направляется на людей, которые, как предполагается заранее, должны сдаться. Если объект внимания не сдается, о нем самым серьёзным образом говорят, что он оказался недостойным любви и потому — пусть обвиняет себя. Кто не ответил на чувства — неблагодарный, неразумный или считает, что ему нужно больше внимания, чем уделялось. Это значит, что он хочет слишком многого, хочет больше, чем заслужил. Жизнь этих людей часто сложна только потому, что объектов любви появляется слишком много, неизвестно, когда остановиться, что любовь как будто есть, а настоящей опоры в другом человеке нет. Что по непонятной причине утомляет странное чувство беспокойства, которое требует менять партнёров и что ни в одном из них нет того, что их сделало бы объектом постоянной любви и, наконец, дало бы успокоение. 

Для человека с этическим типом ИМ любовь — один из самых важных вопросов в мире. Но ему нужен партнёр с логически типом ИМ, который не демонстрирует свои чувства, но в них, этих чувствах — устойчив. Его притягивают хладнокровие и логика логического. Если девушка с этическим мышлением некоторое время дружила с очень умным, по её представлению, парнем, всех других своих друзей она будет сравнивать с ним. И пока не найдёт такого, который покажется более умным, будет чувствовать себя неудачливой и несчастливой. То же самое можно сказать об индивиде с логичес­ким мышлением. 

Этический тип не боится любых чувств. Как любви, так и ненависти. Любит то, что является хорошим, но с не меньшей силой ненавидит зло, то, что вызывает непри­ятные эмоции. И не скрывает этого. Поэтому, если разочаруется в любви, может стать опасным. Он хочет любить. Даже когда его чувства неуместны. Он может одно чувство променять на другое: на положительное чувство к другому объекту или отрицатель­ное к тому же самому, но не отказаться от самого чувства. Когда он убеждается, что любимый является «плохим», «недостойным», «изменяет», т.е. хотя ничего нового, по сути дела, не произошло, но какая-то капля переполнила чашу его терпения, положи­тельное чувство превращается в отрицательное, любовь в ненависть. Если партнёр думает, что услуги и уступки этического бесконечны, что самоотречение — часть его характера — ошибается и копает сам себе яму. Не умеющий измерять своих благодея­ний, этический, в конце концов, все равно прозревает. То есть, наступает момент, когда он не может дольше скрывать от себя «неблагодарность» не оценивающего его услуг партнёра и приходит в ярость.

Добавить комментарий