Аспекты информации

Аспекты информации в теории ассоциативной соционики.
Тангеманн О.Б. Аспекты информации в теории ассоциативной соционики // Соционика, ментология и психология личности. — 2014. — № 2. — С. 51–61.

Эта статья носит практический, обучающий характер. Автор предлагает вниманию читателей  новый  подход к  классификации соционических функций,  определяя их  с перспективы базовых дихотомийных признаков (суждение- восприятие, статика- динамика, экстраверсия- интроверсия и конкретность — абстрактность). Данная концепция определения функций как нельзя лучше соотносится с  психофизиологической  теорией ассоциативной соционики и информационно- энергетической моделью ( ИЭМ).  В статье также описана семантика аспектов в классическом понимании с подробным  объяснением работы функций интуиции.
Ключевые слова: соционика, информация, энергия, дихотомийные признаки, семантика аспектов, функции, тип психической энергии.

Прежде всего хотелось бы внести ясность по поводу того, что мы понимаем под аспектом и функцией. Значения этих терминов схожи и потому часто употребляются как синонимы. Различия между аспектами и функциями лишь в перспективе, с которой мы смотрим на дихотомийные признаки.  Изначально функции психики были определены Карлом Юнгом как мышление, чувствование, интуиция и ощущение  и рассматривались с перспективы общей направленности психики либо на себя либо на объект (интроверсия- экстраверсия).(1)   В соционической литературе можно встретить разные определения аспектов и функций, но по сути все они сводятся к одному и тому же.  Каждая из 8-ми функций психики обрабатывает информацию по своему (одному из 8-ми) аспекту. Функция и аспект формально — это разные вещи, но содержание у них одно и тоже. Например, функция логики обрабатывает информацию по аспекту логики. Если же мы анализируем невербальные предпочтения в музыке и искусстве, то определяем не столько аспекты информации, сколько  энергетическую составляющую —  психическую энергию, ее  качество и количество.
Каждая  из 8-ми функций  психики воспринимает и передает свою, только ей присущую энергию, а сам человек является носителем и выразителем определенного типа психическйо энергии (ТПЭ).  Каждый ТПЭ определяется парой соционических функций и соотносится с группой из  типов. Речь идет не о квадрах или клубах по интересам, но о малых базовых группах соционической типологии. Например, функции этики и логики отношений ( БЭ и БЛ) соотносятся с такими признаками общей направленности психики как экстраверсия- интроверсия, рациональность -иррациональность и статика- динамика. Подробно о теории и методике ассоциативной соционики читайте статьи на сайте Школы Ассоциативной соционики. (2).

 Основоположница соционики А.Агустинавичюте в своей работе «О дуальной природе человека» под функциями понимала слабые и сильные стороны психики, а именно,  «способности  человека с особым умением разбираться в определенных аспектах мира» (3). В соционике существует и другое название для функций: элементы информационнного метаболизма человека.

Информационные аспекты являют собой всю информацию о мире и соотносятся с восемью элементами информационного метаболизма. С информационными аспектами мы соотносим восемь функций: сенсорику ощущений и воли, интуицию сомнений и прозрений, логику теоретическую и деловую, этику отношений и эмоций.  Функции делятся в свою очередь на интровертные и экстравертные, рациональные и иррациональные, статичные и  динамичные. Эти дополнительные признаки не принято относить к функциям, хотя они также как и 4 базовые функции Юнга (логика — этика, сенсорика — интуиция) сообщают нам информацию о свойствах психики.

Почему так? Дело в том, что сам К. Юнг указал на различие между четырьмя базовыми  функциями и дихотомией экстраверсии- интроверсии, определив последнюю не как функцию психики, но как ориентацию  психики на внешний (объективный)  и внутренний (субъективный) мир человека (4). Помимо экстраверсии и интроверсии Юнг различал такие свойства психики как рациональность и иррациональность, которые соотносятся с направленностью сознания на суждение или на восприятие. В соционике, помимо дихотомийных признаков, упомянутых выше, при определении типа человека используют также 15 признаков Рейнина (5), которые также можно отнести к аспектам информации.

В теории ассоциативной соционики дихотомийные признаки экстраверсии- интроверсии, рациональности- иррациональности и статики – динамики являются базовыми и служат не для определения психологического типа, но для определения типа психической энергии (ТПЭ), носителем и выразителем которого является человек. А поскольку ТПЭ соотносится с четырьмя группами типов, то соответственно по этим трем дихотомиям мы определяем малую базовую группу типов, к который принадлежит человек:  Эго-типы, Суперэго- типы, Суперид-типы и Ид-типы. (6)

Своим названием группы типов обязаны работам З.Фрейда и  К.Юнга по выявлению структуры личности (7). Каждый из четырех ТПЭ представлен парой информационных аспектов. Чтобы определить тип энергетического метаболизма человека или, другими словами, тип его психической энергии , необходимо выявить,  какая пара функций наиболее ярко проявлена в психике человека.  Эти пары функций соотносятся с моделью психики  Аушры Аугустинавичюте и занимают позиции ролевой и программной функций ментального кольца. Чтобы отнести  человека к одной из групп ТПЭ, диагност выявляет, ценности какой группы преобладают в предпочтениях клиента и с какой парой функций соотносятся.

Для Суперэго-группы — это функции логики отношений и этики отношений.
—   БЛ   – структурная логика — правила, принципы, мышление, причинно-следственные связи, выработка собственного суждения, направленность на свое, субъективное понимание вопроса, которое может расходиться с объективно данным, с фактом.
—  БЭ – этика отношений — нравственные нормы, мораль,  направленность внимания на перспективу другого человека, на его нужды и потребности.

— Для Суперид – типов — это функции интуиции сомнений и и сенсорики ощущений:
—  БИ – интуиция смутного предчувствия, воображения и времени.
—  БС – ощущение пространства и изменений в пространстве через свои субъективные ощущения.

-Для Ид – группы -это функции интуиции возможностей и волевой сенсорики.
— ЧИ – интуиция прозрения, догадки, “одномоментное” видение целостного  образа как статичной картинки; выделение сути предмета, его скрытого потнециала. Интуиция возможностей.
— ЧС– волевая сенсорика –  взаимодействие, игра, свободное передвижение и распространение в пространстве, импульс к освобождению, снятие напряжения, непринужденность и стремление к овладению пространством с целью удовлетворения желаний и инстинктов. Внешность и сексопильность.

Для Эго — группы -это функции деловой логики и этики эмоций.
—  ЧЛ – деловая логика- целеполагание, разумный подход к деятельности, рациональность поступков, технологии, методы, эффективность труда.
—  ЧЭ — этика эмоций — демонстрация эмоций, свободное выражение своих эмоциональных состояний во вне.

Аспекты интуиции
Хочу отдельно остановиться на определении аспектов интуиции, так как в силу абстрактности этих аспектов, у типируемых  и типировщиков часто возникают трудности по выявлению и различению разных типов интуиции.

БИ – белая интуиция — это интуиция сомнений,  предчувствия,  воображения,  перетекаемых мысленных  и чувственных образов. Это также интуиция времени.  Чаще воспомниная прошлого.
ЧИ – черная интуиция — это интуиция прозрения и момента истины, реально существующих возможностей, интуиция единого цельного образа (сути), интуиция настоящего и будущего времени.

Самые сомневающиеся и мечтательные типы – ИЭИ и ИЛИ.
Самые самонадеянные и находчивые – ИЭЭ и ИЛЭ.

Почему так? Для программных белых интуитов в рассуждениях и размышлениях более характерна ссылка на прошлое, для ЧИ- интуитов ссылка на то, что есть, на настоящее время и также на будущее. Белый интуит чаще обращается к прошлому и думает о том, что могло бы быть в прошлом. Черный интуит думает либо о настоящем, либо о перспективах на будущее.  События описываются либо как вероятностные, либо как данные, реально существующие и не подлежащие сомнению.
Далее, человек выражает свои мысли о том, каким он видит мир: изменяющимся или статичным. 
  Считать БИ исключительно интуицией времени неправильно, так как время– это слишком общий критерий, присущий и ЧИ и БИ. Существующее определение аспекта ЧИ как интуиции возможностей также является слишком общим. Возможности рассматриваются с перспективы  ЧИ и БИ с той разницей, что для ЧИ приоритетны реально-существующие возможности  здесь и сейчас и именно это позволяет ЧИ интуитам быстро составлять свое мнение, принимать решения и делать выбор мгновенно.  Для  БИ -интуитов это не характерно. Принимая решение здесь и сейчас, они боятся сделать ошибочный выбор. Для них более характерно полагаться на мистическое предчувствие, они как будто ждут указание извне и не доверяют своим прозрениям. Склонны вспоминать свои прошлые ошибки, утраченные возможности прошлого и зачастую нереальные возможности будущего (фантазии на тему прошлого и будущего).

Хочу пояснить, как в процессе практики типирования я пришла к уточнению  формулировок по аспектам интуиции. Остановимся на статичном и динамичном восприятии.
ЧИ – аспект статики. Статика выражается в одномоментном состоянии (есть или нет)  и соотносится с фотографическим снимком, который возникает как картинка перед глазами. В картинке предстает застывшая реальность. Нет нужды уходить мысленно в будущее или настоящее, чтобы выявить то, что есть на картине. Также нет потребности что-то дополнительно выдумывать, воображать и приукрашивать.  В результате чего получается статичное описание отдельно взятого явления.

Программные  БИ-интуиты  не имеют постоянной картинки перед глазами. Напротив, в картинке слошное движение и глаз выхватывает то одну, то другую деталь, упуская из виду целостный образ, как если бы мы наблюдали процес трансформации или смотрели кино. Нет и не может быть единого неизменного цельного образа для БИ- интуита, потому что все течет и изменяется. Как только носитель типа ИЛЭ с программной функций интуицией прозрений захочет сообщить миру новую истину, то тут же появляется БИ- интуит, который начнет ставить под сомнение любое утверждение и любой статичный образ, как единственно верный. В понимании белого интуита не может быть истины в том, что не изменяется. Такое восприятие реального мира кажется ему ограниченным и неадекватным.
Это явление противостояния или ограничения взглядов друг друга описано в  модели А: функции программная и ограничительная стоят на страже и ограничивают перспективу друг друга критикой. Что есть по сути конфликт и этот конфликт заложен самой природой на всех уровнях работы психки и модели А.  

Функция ЧИ направлена на рассмотрение не процессов, не ситуаций в развитии, а на то, что имеется есть здесь и сейчас и что имеет отношение к будущему. Возможность предполагает перспективу будущего времени.   Идея, ответ, решение проблемы либо появляется сейчас, либо ее нет. Для ЧИ не свойственно размышлять в стиле: «а что было бы, если….»  Это прерогатива интуиции воображения БИ.  Для сомневающихся во всем БИ -интуитов сложно остановиться на моменте настоящего, сделать выбор и быть уверенным, что он единственно правильный и наиболее оптимальный. Если бы белые интуиты умели это делать также как черные интуиты, им не нужно было бы сомневаться,  не нужно было бы воображать. Богатый внутренний мир  мыслей, чувств, образов был бы не затребован.

Работа ЧИ похожа на головоломку, в которой части конструкции быстро складываются в целостной образ и этот образ единственно верный или образа просто нет:  либо есть, либо нет. Об этом писал соционик из Петербурга Тимофей Духовской в статье «Аспекты информации» (8).   Работа функции сомнений, напротив, отличается игрой воображения, где фокус внимания постоянно смещается в сторону отдельных деталей, не давая возможности охватить явление целиком. Как только какой-то цельный образ начинает прорисовываться, он тут же опять распадается и перетекает в другой образ с нечеткой конструкцией и расплывчатыми гранями.  БИ- интуиты бесконечно плавают в своих мысленных образах, не останавляваясь на одном варианте, потому что это неинтересно — для них остановка  равносильная личному ограничению и может легко вызвать негативную реакцию. Би- интуитам обязательно нужно дать высказать свои запутанные мысли и чувства, свои сомнения . Так работает их восприятие, которое можно сравнить  с работой художника. 

Программные черные интуиты, напротив, стремятся уйти от сомнений и долгих мучительных  размышлений,  которые им напоминают  «переливания из пустого в порожнее». Они привыкли находить выход из сложных ситуаций и делать единственно-правильный выбор. Это настолько для них естественно, что они обычно считают свое мнение экспертным и себя экспертами. Они не только сами не сомневаются в своей правоте, они и Вам не позволят это делать. Дон Кихот ( ИЛЭ)  не был бы Дон Кихотом, если бы не верил в свою способность найти единственно верный ответ по всем вопросам, все познать (или почти все) и обо всем что он знает, тут же рассказать.  Нередко носителей типа ИЛЭ воспринимают со стороны как заносчивых и самоуверенных всезнаек.  Им кажется, что они знают истину в первой инстанции и потому часто «задирают нос». Замечали ли Вы в себе или в ком-то из Ваших знакомых подобные  качества, друзья?

Аспекты рациональности.

Рациональность в соционике соотносится с рациональными функциями суждения – с функцией  логики (мышления) и этики (чувствования). Суждение человека может быть объективным или субъективным; абстрактным или конкретным.  Сначала рассмотрим вопрос о том, что скрывается под различием объективного и субъективного суждения и с какими информационными  аспектами согласуются признаки объективности и субъективности в теории ассоциативной соционики.

Человек, судящий объективно, обычно опирается на логические умозаключения, знание закономерностей и фактов,  на здравый смысл, а именно,  материал понятный и очевидный для большинства людей.  В то время как человек, судящий субъективно, опирается на свое впечатление,  не делает ссылку на общие факты и закономерности  или искажает их, например, идет на поводу  своих нихчуств и эмоций.

Логикам свойственно ссылаться на причинно-следственные связи, разум, факты и общие закономерности. Этикам свойственно делать ссылку на свои чувства и на чувства других людей. Соответственно, разным будет и язык выражения своих мыслей у логиков и этиков. Нельзя однако полагать, что этики всегда субъективны в своих взглядах, а логики всегда объективны. Этики могут чувствовать несправедливость логических выводов, но не иметь возможности логически доказать свою правоту. Знание на уровне чувств может показаться неубедительным аргументом  для человека, который пришел к заключению в ходе логического умозаключения.  Поэтому, чтобы услышать друг друга, следует облекать свои мысли и чувства в форму понятную и приемлемую для собеседника.

Если вы хотите донести альтернативную мысль до логика, то следует поискать в качестве аргумента достаточно вескую причину, чтобы можно было пересмотреть вопрос и перенаправить суждение в другое русло. Сознание  логика оценивает  прежде всего логичность Ваших суждений. Его мало беспокоит,  какое влияние его мнение может оказать на чувства окружающих, насколько оно нравственно или безнравственно. Логики часто ошибаются в оценке чувств другого человека и чувствуют себя более уверенно, если им открыто говорят о своем отношении к ним.

Этика могут убедить логические доводы, которые заставляют задуматься о последствиях своих поступков с перспективы нравственности, добра и зла. Поступая из лучших  побуждений, этики порой приходят к неожиданным для себя негативным последствиям, так как не отслеживают причинно-следственные связи своих поступков и не учитывают объективные закономерности развитии событий. Таким образом, на практике мы чаще наблюдаем, что объективность суждений более свойственна для логиков, а субъективность – для этиков.

И этики и логики стремятся во взаимодействии друг с другом достичь понимания и компромисса как по этическим так и по логическим вопросам. При этом в их суждениях преобладает что-то одно: этика или логика. Чем чаще Вы общаетесь с человеком, тем больше вы замечаете направленность психики на одно из предпочтений.  При этом второй признак, компенсирующий, находится в недостатке. В общении также становится заметно, что логика у этиков имеет несколько иное качество и иную ориентацию, которую можно назвать  этической. Этическая логика в рассуждениях этиков отличается от собственно логики в оригинальных суждениях логиков. Обратное будет верно для логиков, в суждениях которых этика имеет логическую направленность и отличается от собственно этики в суждениях этиков. Посему этику логиков  я называю логической этикой.

  Аспекты иррациональности

Иррациональность  соотносится  с иррациональными функциями восприятия: интуитивного состояния и сенсорного ощущения. Восприятие может быть конкретным (сенсорным) и абстрактным (образным, интуитивным).
Основное различие в восприятии сенсориков и интуитов заключается в том, что взгляд сенсориков прикован к конкретным предметам и конкретным вопросам, а именно, к миру материальному: тому, что мы видим и ощущаем в данной нам реальности. Их язык обладает большей простотой и ясностью, а их сознание стремится отражать объекты такими,  какими они их видят и ощущают. Взгляд интуита скользит по поверхности предмета, схватывая общие очертания и создавая в своем воображении цепочку похожих образов, которые мы называем ассоциациями. В то время как сенсорик держит фокус на каком-то одном предмете или вопросе, интуит плавно перетекает от одного вопроса к другому по мере того, как возникают ассоциации.

Начиная свой рассказ с описания одной ситуации, интуит может закончить описанием совершенно другой и не помнить, как он пришел к обсуждению вопросов, которые не имеют ничего общего с первоначальным намерением. Более того, просидев весь вечер и общаясь на разные темы, интуит может так и не закончить свою мысль или рассказ, о которой ему так хотелось Вам рассказать в начале встречи. Интуиция дает человеку крылья, с помощью которых он способен подниматься мысленно в заоблачные дали, возвращаться в прошлое или путешествовать в будущее. Чтобы расположить к себе интуита, сенсорику важно научиться терпеливо слушать собеседника, не зевать и не отвлекаться на то, что происходит вокруг; не перебивать ход его мысли неожиданно приходящими в голову вопросами,  и при необходимости напоминать, о чем он говорил до того, как потерял нить разговора.

Сенсорику может быть трудно уследить за полетом мысли интуита и потому ему свойственно периодически опускать интуита на грешную землю,  задавать вопросы и уточнять детали, подталкивать к завершению резговора, т.е. к результату. Сенсорные типы более практичны, не склонны к фанатазиям, редко мечтают, с трудом понимают язык намеков  и не читают между строк.   Разговаривая с сенсориками и пытаясь донести до них определенную мысль, желательно избегать двусмысленности, выражаться лаконично и прямолинейно, насколько Вам позволяют это сделать обстоятельства и правила хорошего тона.

Конкретность и абстрактность восприятия можно проследить в суждениях сенсориков и интуитов. Суждение, основанное на  сенсорном или интуитивном восприятии, будет  по форме выражения либо конкретным либо абстрактным.  Аналогично тому, как я рассматривала пограничные области аспектов  логики и этики (логическую этику и этическую логику), также можно рассмотреть и пограничные области аспектов сенсорики и интуиции:  сенсорную интуицию и интуитивную сенсорику.
Итак, р
ациональность – это прежде всего суждение. Суждение может быть как объективным ( логичным), так и  субъективным (этичным).
Иррациональность – это прежде всего восприятие (состояние), а оно может быть  как абстрактным (интуитивным), так и конкретным (сенсорным).

В соционике распространен несколько  иной взгляд на дихотомийный признак объективность- субъективность. Объекты и объективность принято относить  к признаку  экстраверсии. Субъективность является атрибутом интроверсии как ориентация психики не на объекты, а на отношения между объектами (поля). Это значит, что экстравертные функции считаются объектными, а интровертные – субъектными. Можно подумать, что дихотомийные признаки  объективность — субъективность не могут одновременно соотносится  с  экстраверсий- интроверсией и логикой –этикой. На самом деле противоречия нет, так как речь идет о разных перспективах. Объективность как проявление функции логики отличается от объективности как проявления аспекта экстраверсии (направленность функции на внешний мир объектов) .

Теперь обратимся к концепции дихотомийного признака статика- динамика :
«Слово «статика» происходит от латинского status — состояние, положение вещей с точки зрения закона. Динамика — состояние движения, ход развития, изменение какого-либо явления под влиянием действующих на него факторов» (9). Если выделить суть, то статика — это состояние покоя, неизменность, стабильность, результат.  Динамика  —  это процесс, взаимодействие, изменение. Определения статики и динамики указывают прежде всего  на состояние, которое имеет отношение к иррациональности. Это значит, что динамичным и статичным является прежде всего восприятие, а суждение есть производная процесса восприятия.

Таким образом, каждую из восьми соционических функций можно описать при помощи трех основных дихотомийных признаков следующим образом:

ЧИ — экстравертное, абстрактное, статичное восприятие.
БИ – интровертное, абстрактное, динамичное восприятие.

ЧС -экстравертное, конкретное, статичное восприятие.
БС -интровертное, конкретное, динамичное, восприятие.

ЧЛ- экстравертное, объективное, динамичное суждение.
БЛ – интровертное, объективное, статичное суждение.

ЧЭ- экстравертное, субъективное, динамичное суждение.
БЭ- интровертное, субъективное, статичное суждение.

 Семантика информационных аспектов.
Для определения типа необходимо ориентироваться на семантическое содержание информационных аспектов. Если человек чувствует себя комфортно в общении с Вами, то ему свойственно, говорить о том, что ему близко, интересно и понятно. Русская пословица «у кого что болит, тот о том и говорит» как нельзя лучше подходит вопросу о семантике информационных аспектов.

ЧС — Волевая сенсорика
Воля как свобода духа и тела, свобода действий, сила воли, волевые усилия, воля к овладению пространством (готовность к преодолению препятствий, настойчивость и упорство, мобилизованность, стойкость, чувство хозяина), желание, хочу/не хочу, воля к победе, волевые качества (их оценка и демонстрация), умение оценить расстановку сил (силу противника и его способность к сопротивлению, занять место), власть, владение, обладание, деньги, могущество, внешность, красота.   Действие: подталкивание или остановка действия, разворотливость и быстрота реакции, перехват инициативы, противостояние, захват, наезд, экспансия, давление, нажим, нападение, агрессия, насилие, защита, оборона, отпор, сопротивление, отступление, наращивание сил, силовое воздействие, экспансия.

БС — Сенсорика ощущений
Самочувствие, ощущения (тепло/холодно, мурашки по коже); положения тела в пространстве (кофморт, удобство, уют); восприятие поверхностей через осязание (фактура, гладкий- шершавый ), зрение, слух, обоняние, вкус; физиологические процессы (жар, пот, озноб, лихорадка, удушье, чувство голода, тошнота, головокружение, и т.п.); здоровье, тело и органы, заболевания и их симптомы, физическая боль, реабилитация, лечение, лекарства, курорт, санаторий, здравница, отдых, расслабление, релаксация.   Эстетика, опрятность, аккуратность , кухня, кулинария, питание, эпикурейство, гурманство, удовольствие, наслаждение, вкус, запах, аромат, приготовление пищи; цвет, оттенки и сочетания цветов.  Действие: поглаживание, прикосновение, трогать, ощупывать, готовить еду.

ЧИ — Интуиция озарения
Интуиция прозрений . Сиюминутное озарение, ценнее долгих лет раздумий; неожиданное понимание чего- либо; инсайт, ясновидение, идеи, перспективы, истина, эврика, открытие, находка, необычность и новизна, гениальность , тайна, догадка, начало.   Суть  явлений.  Стержень,  ядро, сердцевина, «смотреть в корень»; «бить не в бровь, а в глаз»; схватывание сути происходящего, осознание скрытого потенциала, способностей, талантов; восприятие целого и связей между частями целого, содержание, смысл, проницательность; альтернативные решения, варианты, реально существующие возможности.
Интересы. Хобби, увлечения, новые начинания, реклама, распространение идей, новаторство, выбор, поиск, любознательность, самоуверенность, эрудиция, одарённость.  Действие:  поиск, трансформация, реконструкция.

БИ — Интуиция смутного предчувствия и сомнений
Фантазия, мечта, иллюзия, воспоминания, прошлое и будущее; изменение и развитие во времени, эволюция, смена сезонов, смена дня и ночи, возрастные изменения, прогноз, предвидение, предопределенность, судьба, рок, события, сюжетная канва, процесс, скорость, ускорение, ритм, темп, замедление, своевременность, чувство времени, воображение, абстрактные образы, уход от реальности.

ЧЛ – Деловая логика
Логика поступков, организация, целесообразность, выгода, эффективность поступков, целеполагание, планирование, дело, деятельность,  (н-р,предпринимательство), разумные действия, задания и их выполнение, работа, труд, навыки и умения, квалификация, профессия, опыт, организация, система, системный подход, объект, сдача объекта, трудоустройство, снабжение, сбыт, товарооборот, мероприятие; промышленность, экономика, финансы, стоимость, цена, производство, фабрика, завод, произвоственный процесс, функционирование; количество и качество, инструкция, алгоритм, механизм, механика, техника, технология, конструкция, метод, польза. Факт, эксперимент, статистика, экспериментальная проверка, измерение, результаты, и т.п.   Действие: заведовать, руководить, организовывать, управлять.

БЛ – Теоретическая логика
Формальная логика, абстрактно-логическое мышление, причинно-следственная связь («если-то»), критерий , категория, мысли, относительность и схематичность суждений; принципиальность суждений («да/нет»); строгость, четкость , ясность, последовательность суждений; логические операции, способы рассуждения, соотношение, сравнение, анализ, синтез, дедукция, индукция, выводы, упорядочивание, моделирование; формальные, объективные отношения, формулировка, понятие, термин, определение, атрибут, символ, знак, число, язык, теория, теоремма, закономерность, доказательство, структура, иерархия, классификация, таблица, порядок, учет, аргумент, обоснование. 
 Правила, право, договор, обязательство, закон, кодекс, устав, законопослушание.   Действие: соотносить, определять, разделять, устанавливать стандарты, судить и рассуждать, проверять.

ЧЭ – Этика эмоций
Выражение эмоций. Восторг, радость,печаль, злость, гнев, тревога, возбуждение, азарт, паника, волнение, испуг, страх, отчаяние, восхищение, ненависть, возмущение, плач, ужас, смех, истерика, вспыльчивость, скандал, накал страстей, подавленность, меланхолия, страдание;  сила, искренность или наигранность эмоций, интонация, артистизм, шоу, концерт, театр, актер, игра эмоций, маскарад, зрелище, адреналин, настроение, харизма, переживание, эмоциональное состояние. Использование в речи превосходных степеней (ужасный, безобразный, жуткий, отвратительный, потрясающий, великолепный, громадный, ошеломительный и т.д.  Действие: восклицать, вдохновлять, впечатлять, шокировать, кричать, притворяться, манипулировать эмоциями, убеждать и мотивировать эмоциями, разрядить атмосферу, создать эмоциональный фон, увлечь эмоционально, заворожить, очаровать; красочно и пламенно говорить.

БЭ — Этика отношений
Отношения между людьми. Субъективные отношения: отношение человека к кому-либо или к чему –либо.  Этикет , чувствительность, чувства,  милосердие, любовь, прощение, уважение, дружба, привязанность, нежность, преданность, верность, забота, терпимость, сострадание, отзывчивость, благодарность, жалость, гуманность, вежливость, чувство такта, доброжелательность.   Мораль, моральные нормы, добро и зло, нравственность, идеалы, взаимопомощь, благотворительность, вера, надежда, любовь, совесть, честь, достоинство, моральный долг, ответственность, самокритика, религия, грех, осуждение пороков, вражда, лицемерие, подлость, предательство, заговор, оговорить, осуждение, обида, симпатия и антипатия, Нравственная оценка («нравится/не нравится», «хорошо/плохо»).
Действие: прощать, любить, жертвовать, недеяться и верить.

Таблица 1. Описания семантики информационных аспектов. В определении  аспектов информации частично использовались описания функций Блохина В. (10).

Признак Аспект Символ Проявление
Логика Деловая   логика
(черная логика ЧЛ)
 socionic_BL Движение- Это жизнь!
«Мы рождены, чтоб сказку сделать былью,
Преодолеть пространство и простор,
Нам разум дал стальные руки-крылья,
А вместо сердца — пламенный мотор».
Авимарш. Музыка Ю.А. Хайт. Слова П.Д.Герман.
Трудовая занятость, занятия спортом, ходьба    как  процесс совершенствования  себя и окружающего мира являются органичными для программных черных логиков.   Труд и   организация труда воспринимаются как ценность и смысл существования человека. Невозможно усидеть без дела или ничем не   заниматься и тратить время впустую. Предпочтение отдается практической деятельности,   работе руками.   Склонность к занятию   бизнесом и предпринимательству.  Повышенная   физическая активность и работоспособность; развитое чувство хозяина. Особое   внимание уделяется постановке цели и достижению результата, расчету прибыли,   созданию новых технологий, поиску выгоды. Цифры, подсчеты, инструкции,   эксперименты, сбор статистики и фактической информации  являются неотъемлемой частью   проявления  деловой логики.
Структурная логика
(белая логика БЛ )
 socionic_WL  Если я мыслю, то я существую. Это  утверждение Рене Декарта о мыслящей субстанции — сознании, требованием которой является ясность и отчётливость.
Склонность к   логическому анализу, поиску причин и следствий явлений и поступков людей.   Стремление к систематизации и упорядочиванию объектов окружающего мира и   собственных мыслей.  Отдается   предпочтение схематичному изложению информации, использованию  классификаций и таблиц. Объективное и беспристрастное   суждение, человеком движет в первую очередь разум. Тщательная и глубокая   проработка вопросов, скрупулезность,  детальный   разбор и анализ проблем.
Этика Этика эмоций
(черная этика ЧЭ)
  socionic_BE Если   я выражаю эмоции, то я живу.
«Вся жизнь — борьба, покой нам только снится» — эта цитата А. Блока как нельзя лучще отражает суть данной функции.

Способность выражать свои эмоции открыто и заражать ими окружающих.  Умение растормашить и завести толпу, заставить людей плакать и смеяться,  вдохновить и увлечь за собой. Яркие ораторские качества, стремление к   лидерству и наставничеству. Общительность и контактность, трудно переносить   одиночество и не делиться своими чувствами и мыслями. Тонкая ориентация в   эмоциональном мире других людей. Отслеживание изменения эмоционального   состояния и своевременная реакция.  Способность   к эмпатии, умению понять и  почувствовать   настроение другого человека, а также сильно и длительно сопереживать. В   состоянии сильного возбуждения чувства не подавляются, но открыто выражаются.   Выражение эмоций  воспринимается как   острая необходиомсть и жизнненый приоритет. Решения принимаются в зависимости   от  эмоционального состояния здесь и   сейчас.  Жизнь без эмоций и  чувств, любви и  переживаний не имеет смысла.
Этика отношений
(белая этика БЭ)
 socionic_WE Если я люблю,   то я живу.
«Люблю, люблю, но реже говорю об этом.
Люблю нежней, но не для многих глаз.
Торгует чувством тот, что перед светом
всю душу выставляет напоказ».
Строки из сонета Уильяма Шекспира замечательно подходят для описания данной функции.
Внимание сосредоточено на своих чувствах, своем внутреннем духовном образе, на вопросах добра и зла.  Моральный долг, ответственность,  порядочность, честность, искренность и   чистота помыслов – относятся к сфере человеческих отношений  и, таким образом, к функции этики   отношений.  Желание соответствовать   нравственным стандартам общества и учить других их соблюдению, уделять   внимание  традициям, судить и   рассуждать на тему морали (хорошо/плохо), разбираться в отношениях людей ,   оценивать и, что сособенно важно, уметь прочувстввать чужие потребности  как свои собственные.  Чувствовать людскую радость и боль,   переживать ее внутри. Тонкое различение настроения окружающих, интерес к   отношениям в коллективе, умение улаживать споры и избегать лишние ссоры.   Неконфликтность, милосердие, верность и надежность  — качества, которые помогают  убедить    окружающих в  собственной   правоте, завоевать доверие людей. Естественным является  желание быть  нужным коллективу, приносить пользу и быть   примером нравственной чистоты. 
  Симпатии и антипатии не афишируются и   даже скрываются от самого себя.
Сенсорика Волевая сенсорика
(черная сенсорика ЧС)
 socionic_BS Если я  чувствую себя сильным и уверенным в себе, то я живу. «Пришел, увидел, победил» слова императора Юлия Цезаря о быстрой и решительной победе отражают стремительность и напор функции волевой сенсорики.
Сила воли как путь к достатку, признанию, авторитету   неотъемлимо связано с умением взять то, что тебе принадлежит. Решительность и   напористость, быстрота реакций. Ориентация на материальные ресурсы и   расширение своего влияния во вне. В помощь либо расчетливый ум либо внешний   блеск и популярность, а лучше и то и другое вместе. Желание быть центром   вселенной, светить всем как солнце, покорять сердца людей и иметь свободу   действий в соответствии со своими многочисленными желаниями. Спонтанность решений, импульсиваность поступков, красота и грация – все смешалось в характеристеке   данной 
  функции. Нетерпение и страстность натуры приводит порой к поспешным   действиям и непредвиденным негативным последствиям.  Уверенность в себе и своих силах, отсутствие сомнений, колебаний и проволочек. Умение работать под давлением и самому оказывать давление на   других людей, стойко защищать свои интересы. Быстро распознают волевые   качества других людей.  Проявляют  упорство в преодолении целей, настаивают на   своем.  Великолепные организаторские  способности, умение расставить подчиненных по местам и каждому найти дело.   Такие вопросы решаются мгновенно и преподносятся в форме приказаний, чтобы не   только сам черный сенсорик, но и люди в его окружении оставались в тонусе и   полной боевой готовности на случай необходимости. Как правило не ждет Вашего   разрешения и берет сам от жизни все, что ему нужно.
С удовольствием перекладывает свои заботы на плечи окружающих. Если Вы   потерялись и не знаете, чем Вам заняться, спросите у черного сенсорика.
Сенсорика ощущений
(белая сенсорика БС )
 socionic_WS Если я ощущаю,   то я живу.
Автоматически отслеживаются малейшие изменения своего физического   самочувствия и самочувствия окружающих. Хорошее знание своего тела, где и что   болит. Белый сенсорик может легко представить каким будет ощущение от прикосновений к   разным предметам или чувство боли от удара. Наблюдая за кем-то со стороны,   способен  воспринимать чужие ощущения тела как свои собственные. Неожиданно   уловив знакомый запах духов, легко погружается в череду воспоминаний   прошлого и ощущаете его также ярко как настоящее, здесь и сейчас.
Осознанно избегает суету и лишний стресс, сохраняет силы и энергию,   предпочитая отдых на диване перед телевизором или на природе у воды. В почете   рыбалка и шашлыки.
Настроение переменчиво. Работоспособность может резко упасть при наличии   неприятных запахов, шума, резкой смены температуры или влажности.   Медлительность, конкретность мышления и восприятия, внимание приковано к   деталям. Трудность возникает в понимании отвлеченных идей и теорий, больших   по объему текстов, где неодназначен и не очевиден смысл сказанного.
Предпочтение отдает ручному труду и работе с материальными объектами,   например, вышивке, изготовлению ключей, ремонту обуви, пошиву одежды,   приготовлению пищи, садоводству, ремонту техники и т.п.. Выбор направления   занятости частично зависит от того, какая функция компенсирует работу   сенсороки ощущений. Белым сенсорикам свойственно чувство прекрасного,  понимание гармонии формы. Их внешность как правило чистая и ухожная,   добротная одежда. Замечена также прижимистость, склонность к накапительству и   коллекционированию красивых добротных вещей, поделок, произведений искусства,   инструментов, холодного оружия, бутылок необычной формы и т.п.
Интуиция Интуиция возможностей
(черная интуиция ЧИ)
 socionic_BI  Если я полон идей и не перестаю удивляться, то я живу.
Жизнь – это загадка, а отгадка часто приходит неожиданно в форме озарения,   когда ее менее всего ожидаешь. Знание пришедшее к нам без каких-либо усилий   можно сравнить с подарком или золотоым ключиком к потайной двери в каморке   папы Карло. За дверью нас ждет новый мир полный возможностей и   неожиданностей. Главное, это вовремя открыть дверь в новый мир и не упустить   свой шанс. Впрочем, черные интуиты не опечалятся потерей шанса, так как   знают, что жизнь всегда полна возможностей, надо лишь  держать нос по ветру и не зевать.  Интуиция превращает жизнь в нескончаемое   приключение.  В погоне за новыми   возможностями, перспективными начинаниями, далеко не всегда удается   остановится и довести начатое до конца. В результате сырых идей всегда   намного больше, чем осуществленных проектов. Жажда знаний толкает все время   вперед, к разрешению новых необычных и трудных задач. Практика и опыт   придают веру в себя, уверенность в своем потенциале и лидерских способностях.   Желание быть первопроходцем и первооткрывателем, нести свет знаний людям,   выполнять уникальные проекты, находить неожиданные, оригинальные   решения. Только при наличии личного интереса к делу возможно вдохновение и   творчество, без которых жизнь во многом теряет свою привлекательность для   черного интуита. Утомляет однообразие, скучная и монотонная работа. Нет   желания  подолгу заниматься одним и тем   же делом и в особенности бытовыми проблемами. Зачастую игнорирует свое   здоровье, не обращфется во время к врачу.
Погоня за новыми впечатлениями приводит к частой смене не только увлечений,   но и друзей. Круг знакомых довольно больший и постоянно растет.
Способность быстро распозанать потенциальные возможности людей, делает черных   интуитов прирожденными психологами.  Им   хочется делиться  своими открытиями с   другими, удивляться и удивлять. Виртуозны в ораторском искусстве, способны  убедить, и заинтересовать идеями самых равнодушных и далеких от их мира людей.   Черные интуиты находят себя профессионально в самых разных областях науки и   техники от ученого, новатора и изобретателя, до работника рекламы и продавца.
Интуиция времени
(белая интуиция  БИ)
socionic_WI

Если я сомневаюсь и мечтаю, то я живу.
«Быть иль не быть — вот в чем вопрос» — строка из Монолога Гамлета  трагедии  Уильяма Шекспира в переводе Бориса Пастернака. Интуиция смутного предчувствия, сомнения и воображения проявляется в   динамичном восприятии и    ассоциативном  потоке сознания,   в гуманитарных и артистических наклонностях.    Любимое занятие  белых интуитов   — предаваться мечтам и фантазиям, рассуждать на глобальные темы. Нередки   случаи, когда повторяющиеся разговоры обо всем и ни о чем конкретном,   переходы на посторонние темы приводят к тому, что после нескольких часов   общения, так и не удается выразить основную мысль или прийти к соглашению.   Принятое решение, сложившееся мнение    могут резко измениться спустя несколько часов.
Типичны размышления о том,   какой могла быть жизнь сейчас, если бы иначе сложилась та или иная ситуация в   прошлом. Поиск ответов на волнующие вопросы и невозможность остановиться на   одном из вариантов. Ощущение недосказанности и состояние неопределенности   является естественным для белого интуита. Автоматически отслеживаются  изменения, происходящие с объектами во времени и пространстве: как выросли   деревья, износилось платье и т.п. Ожидание негативного   развития событий, смутное предчувствие,    желание предупредить близких, поделиться своими  предчувствиями. Нередко такого рода   предупреждения выливаются в поток критики.
Нежелание вмешиваться  в естественный ход событий,  принимать решение  здесь и сейчас приводит к тому, что   какие-то из возможностей безвозвратно потеряны, а сам человек плывет по   течению и чувствует себя соломинкой в открытом море.  Позиция выжидания, нерешительности и   неуверенности в своих силах ассоциируется в соционике с понятием виктимности.
Интуиция времени означает   так же и то, что человек может почувствовать поток событий и выбрать   правильное время интутивно для определенной цели: выгодно вложить деньги,   успеть вовремя выкупить или продать что-то, открыть бизнес и т.п. Как правило   отсутствует страх за будущее и  не   испытвают  опасений в  настоящем. Ощущают себя в потоке событий,   не строят далеко идущие планы, но гибко подстраиваются под изменяющиеся   обстоятельства. Для них гораздо более полезно найти ответ самим, потому что они часто сомневаются в ответах других и часто меняют свое мнение. 

 Литература:
1. Storr A. The Essential Yung. London: Fontana Press. – 1998
2. Тангеманн О.Б. Сайт Школы Ассоциативной соционики. [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://socionics4you.com/
3. Аугустинавичюте А. О дуальной природе человека / А. Агустинавичюте. –  Киев: Изд-во Международного института соционики, 1997 – 9с.
4. Психологос. Энциклопедия практической психологии. «Интроверсия — Экстраверсия по Юнгу». [Электрон. ресурс]. – Режим доступа:
http://www.psychologos.ru/articles/view/introversiya_-_ekstraversiya_po_yungu
5. Рейнин Г. Признаки Рейнина . [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://reinin.ru/
6. Тангеманн О.Б. Aссоциативная типология. Соционика, ментология и психология личности, 2010, № 4, с. 65 — 70; № 5, с. 77 – 82.
7. Тангеманн О.Б. Ассоциативная модель. [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://socionics4you.com/category/theory/
8. Духовской Т. Аспекты в соционике (аспектоника).  [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://psychotype.ru/article/a-4.html
9. Википедия о динамике и статике. [Электрон. ресурс]. – Режим доступа:  http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0
10
. Блохин В. [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://harmony-club.ru/tests/?tid=blokhin&viewinfo=yes

School of Associative Socionics © 2014.

4 Отвевов

Добавить комментарий